АКМЕСДЖИТ/ СИМФЕРОПОЛЬ, 21.05.2011 (QHA) - 20 мая в Крымскотатарском музее искусств глава Общества культуры и взаимопомощи крымских татар в г. Стамбула (Турция) Джелял Ичтен  совместно с Ассоциацией «Маарифчи» в лице Сафуре Каджаметовой озвучили итоги Всекрымского конкурса среди учащихся школ и студентов крымских вузов, посвященного памяти Мустеджиба Улькюсала.
В торжественной церемонии вручения наград победителям конкурса приняли участие Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, представители крымскотатарских общественных организаций, ветераны крымскотатарского национального движения, СМИ и др.
Напомним, что с целью увековечения  памяти выдающегося сына крымскотатарского народа, большого патриота Крыма, общественного деятеля, основателя и издателя журнала "Эмель" – Мустеджиба Улькюсала (1899-1996), стамбульский Дернек совместно с «Маарифчи»  в конце марта 2011 года объявили конкурс «ПАМЯТИ МУСТЕДЖИБА УЛЬКЮСАЛА»  среди учащихся школ и студентов вузов Крыма по двум номинациям – «лучший рисунок» и «лучшее сочинение».
Конкурс среди учащихся школ на лучший рисунок проводился на тему:  «Ватаным – Къырым» (Родина-Крым). Согласно условиям конкурса, размер рисунка должен быть 55х40, написан акварелью и оформлен латинской графикой. Так, вниманию жюри конкурса было представлено 68 работ. Все представленные рисунки были пронумерованы, дабы исключить влияния фамилий и имен конкурсантов на мнение жюри, в состав которого вошли председатель Общества крымскотатарских художников Ирфан Нафиев и член Общества крымскотатарских художников Зарема Трасинова и Алим Усеинов.
Таким образом, по итогам тщательного анализа беспристрастное жюри  1 место отдало рисуноку под номером 27 «Aşıq Kırım» (Любимый Крым), который был выполнен учащейся 8 класса сош № 8 г. Симферополя   Эльмирой Ковалы, получившая лично от Джеляла Ичтена поощрительную премию - поездку в Турцию. Обладательнице 2 места, учащейся 4 «А» сош № 2 г. Белогорска Зелихе Абибуллаевой, которой принадлежит рисунок «Vatanım Kırım» («Родной Крым»), вручили инициаторы конкурса 150 долларов. Третье место досталось автору рисунка № 31 «Vatanım Kırım» («Родной Крым») - учащейся 7 класса Севастопольской школы № 46 Алемсултан Минадиевой, которой передали денежный приз в размере 100 долларов.
Кроме того, призами симпатий крымскотатарских художников и Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» были отмечены работы под номером 24 и 47 а, выполненные учащейся 7 «в» класса Симферопольской школы с крымскотатарским языком обучения № 42 Гулимдан Кадыровой и учащейся 5 «а» класса Симферопольской школы с крымскотатарским языком обучения № 42 Хатидже Якубовой.
Также были награждены и победители в номинации «Лучшее сочинение» на  тему: «Не будут преданы  забвению те, кто служил своему народу!». Конкурс предусматривал выполнение работы на 4 печатных листах (формата А-4) и непременно на крымскотатарском языке латинской графикой. В конкурсе приняло участие 7 человек. Первое место заняла работа студентки 2 курса факультета Крымскотатарской и восточной филологии ТНУ им. В.Вернадского Ленара Ибазерова, которая также в качестве награды поедет в Турцию.  На втором месте оказалось сочинение студентки 4 курса факультета  Крымскотатарской и восточной филологии Крымского инженерно-педагогического университета Гульнары Ильясовой. Он из рук главы стамбульского Дернека получила в качестве награды  150 долларов.
Соответственно третье место, по мнению жюри, и 100 долларов от авторов конкурса получила студентка Крымского государственного медицинского университета Алиме Меметова. Не остались без поощрительных призов и слов благодарности от жюри и авторов конкурса  остальные участники, каждый из которых получил ценные призы – книги на крымскотатарском языке.  
Справка. МУСТЕДЖИБ УЛЬКЮСАЛ (1899-1996) – крымскотатарский общественный деятель, основатель и издатель журнала «Эмель».
Предки Мустеджиба Улькюсала в середине XIX в. переселились из Крыма в румынскую область Добруджа. Там в  деревне Азаплар и родился Мустеджиб, получивший образование в Румынии и Турции.
В 1917 г. Мустеджиб Улькюсал узнает о том, что в Крыму формируется правительство Курултай. Он и еще тридцать его сотоварищей решают ехать в Крым. Но власти препятствуют им, например, отказывают в выдаче загранпаспортов. Но несмотря на это Мустеджиб Улькюсал едет на Родину, однако при высадке с корабля в Севастополе его арестовывают. Через какое-то время по ходатайству Садыка Кайтаз-оглу, члена Курултая, Мустеждиба Улькюсала освобождают, и в течение двух лет он работает учителем в деревне Фотисала.
После того, как в России начинается гражданская война, Мустеджип Улькюсал возвращается в Румынию, где в Будапеште поступает в университет на отделение правоведения. Там он и двадцать два его соотечественника создают культурный центр «Тонгуч» («Первенец»). А с 1930 г. они начинают издавать журнал «Эмель» («Порыв»), первый номер которого видит свет 1 января. С некоторыми перерывами этот журнал выходит и по нынешний день. По желанию сотрудников «Эмеля» Мустеджип Улькусал становится его главным редактором. Приоритетным для журнала является освещение культурной жизни крымских татар, доведение до сознания читателей факт родственности всех тюркських народов.
Спустя некоторое время «Эмель» становится официальным органом крымских татар. Крымская интеллигенция, проживающая в Турции, Румынии, Болгарии, Польше, Крыму оказывают журналу существенную помощь.
23 апреля 1933 г. под руководством Мустеджиба Улькюсала сотрудники журнала «Эмель» проводят в Костендже большое собрание, на котором Джафер Сейдамет читает исторический доклад под названием «Исмаил Гаспринский и «Терджиман». Также по инициативе журнала «Эмель» в Добрудже проходят Дни крымского национального искусства. Мустеджиб Улькусал, воодушевленный всем этим, вместе с товарищами создает общество «Тюркское Культурное Единение» и 29 мая 1934 года проводят Курултай. Его председателем избирается Мустеджиб Улькюсал. В Курултае принимает участие Джафер Сейдамет и выступает на нем с докладом.
После Курултая «Тюркского Культурного Единения» Мустеджиб Улькюсал целиком погружается в дела крымскотатарской нации. Создает специальный фонд и на поступившие туда средства устанавливает надгробный памятник учителю, издателю, поэту Мемету Ниязий. Церемония его открытия проходит 22 июня 1935 года. Помимо этого, фонд оказывал содействие особо нуждающимся студентам различных учебных заведений и т. д.
После начала второй мировой войны издавать журнал «Эмель» становится все труднее и труднее. Мустеджиб продает дом в городе Пазарджик и на вырученные деньги продолжает выпускать журнал. Но деньги опять заканчиваются, а колесо войны все убыстряет свой ход. И после одиннадцати лет непрерывного выхода в свет выпуск журнала на 154 номере временно прекращается. Мустеджиб вместе с семьей переезжает в Турцию. В апреле 1941 года он получает турецкое подданство и остается в Турции до конца своей жизни.
Депортация, репрессии, проведенные Сталиным и его лизоблюдами по отношению к крымским татарам привели Мустеджипа Улькюсала в неописуемую ярость. Кроме того, его огорчало еще и то, что весь тюркский, исламский миры, пребывая в гробовом молчании, не проронили ни единого слова в осуждении творимых тираном зверств. Плюс ко всему этому, Мустеджип Улькюсал был потрясен приходом к власти в Болгарии и Румынии коммунистов, которые загнали крымских татар в тиски бесправия и гнета, а также тем, что оставшиеся в Добрудже его близкие и родные были арестованы и расстреляны без суда и следствия. Полностью окунувшись в будничные дела и заботы, Мустеджиб Улькусал восстановил свое пошатнувшееся здоровье. Его статьи появляются в периодической печати Стамбула и Анкары. Он вместе с Джафером Сейдаметом и другими товарищами ведет активную общественную работу, содействуя крымским татарам, которых война разбросала по разным уголкам Европы, в переселении в Турцию. Прибывшим туда оказывали всестороннюю помощь.
В ноябре 1960 года по инициативе группы крымских татар в Анкаре начинает издаваться журнал «Эмель». Мустеджиб Улькюсал выразил огромную благодарность этим людям, и сам выходил с передовицей в каждом номере, пока ему позволяло зрение. Статьи, принадлежавшие его перу, выходили под псевдонимом «Добруджевец», «Текин», а некоторые из них он и вовсе не подписывал.
Мустеджиб Улькюсал приложил все усилия для того, чтобы журнал был полноценным. В 1976 году после того, как Мустеджиб Улькюсал вышел на пенсию, он еще с большим рвением участвует в делах журнала «Эмель». Поступающие в редакцию материалы внимательно им прочитываются и подготавливаются к печати.
Мустеджип Улькюсал в свободное время много читал, отмечал, делал заметки, на которые затем писал отзывы. Он стремился изучить и понять историю Крыма, причину его взлетов и падения. И на эту тему создал десятки публицистических произведений, делясь своими мыслями с читателем. Мустеджиб Улькюсал своими книгами «Во второй мировой войне в 1941 — 1942 гг., берлинские воспоминания и крымская освободительная борьба» (1976 г. ), «Крымско-тюркские татары (прошлое, настоящее, будущее) «(1980 г. ), «Воспоминания» (1999 г. ) обогатил историю, культуру крымских татар.
Всю свою жизнь Мустеджиб Улькюсал работал во имя Отечества. 10 января 1996 г. он умер в Стамбуле. «Те, кто служили своему народу, не будут преданы забвению, их не должны забыть.» Эти слова были произнесены Мустеджибом Улькюсалом на последнем вздохе и были обращены к грядущим поколениям.
Разумеется, начавший издаваться с 1930 года по инициативе большого интеллекта Мустеджиба Улькюсала и издающийся по сей день журнал «Эмель» внес свой ни с чем не сравнимый вклад в развитие крымской культуры и помог крымским татарам, разбросанным по миру, не забыть свои национальные истоки и стал для них духовной пищей. Кроме того, этот журнал способствовал формированию новых и новых литераторов, деятелей культуры крымскотатарского зарубежья.
Справка подготовлена по публикации преподавателя кафедры крымскотатарской и турецкой литературы КИПУ Алиева Юсуфа «Литература крымскотатарского зарубежья» (опубликовано на сайте «ELYAZMA KITAPLARI» QIRIMTATAR ILMIY ARASHTIRMA MERKEZI, режим доступа http://ilmiybulleten.uaprom.net/a14361-literatura-krymskotatarskogo-zarubezhya.html).

QHA