КИЕВ (QHA) -

Как мы уже сообщали,сегодня в Украине заработал бесплатный портал для проверки документов. Наш корреспондент узнал подробности новшества.

С помощью нового онлайн-сервиса можно быстро, действительно бесплатно, а главное — самостоятельно осуществить проверку в картотеке недействительных, украденных или потеряных паспортов миграционной службы и МВД.

Сервис в качестве страницы-закладки расположен на портале ГМС.

 Какие же виды утраченных документов можно тут искать? Пока что 12 наименований:

- Паспорт гражданина Украины образца 1994 года;

- Паспорт гражданина Украины образца 2015 года (пластиковый ID-паспорт);

- Временное удостоверение гражданина Украины;

- Свидетельство лица без гражданства для выезда за границу;

- Вид на постоянное жительство;

- Вид на временное жительство;

- Удостоверение беженца;

- Проездной документ беженца;

- Удостоверение лица, требующего дополнительной защиты;

- Проездной документ лица, которому предоставлена дополнительная защита;

- Проездной документ ребенка.

Чем и кому будет полезен новый онлайн-сервис?

— Новинка будет особенно полезной для граждан и организаций, доверяющие свои средства или имущество другим лицам. Она призвана в первую очередь укротить те виды мошенничества, где используют поддельные паспорта,  — сказал председатель Государственной миграционной службы Максим Соколюк на сегодняшней презентации сервиса в «Укринформе».

Выяснилось, что наиболее известным видом афер с использованием чужих документов является получение с их помощью кредитов, аренда жилья или прокат имущества. Обычно злоумышленники переклеивают фотографию в украденном документе и представляют паспорт заемщику или арендодателю как свой собственный.

На вопрос QHA, стоит ли владельцу утраченного внутреннего паспорта гражданина Украины восстанавливать документ старого 17-страничного формата или есть резон сразу претендовать на получение ID-паспорта, руководитель ведомства ответил:

— Учитывая слабый уровень защиты украинского паспорта образца 1994 года, в нашей стране еще с начала прошлого года началось внедрение пластиковых паспортов, причем процесс замены будет проходить постепенно. Но утратившим свои документы, действительно, будут выдавать паспорта нового образца.

Корреспондент задал уточняющий вопрос: с учетом нынешних масштабов миграции обязательно ли восстанавливать утерянный документ по месту регистрации или же эту процедуру можно осуществить в любой точке Украины?

— Повторное получение ID-паспорта действительно можно будет сделать в любом регионе, поскольку вся необходимая первичная информация, содержавшаяся в электронном чипе с данными, дополнительно уже будет находиться в электронной памяти соответствующих служб, но в первый раз гражданам все-таки нужно ехать по месту своей регистрации, объяснил Максим Соколюк.

Естественно, это не касается внутренне перемещенных лиц из Крыма или с Донбасса.

Максим Соколюк отметил, что на сегодня новый сервис содержит информацию почти о миллионе недействительных документов, и его база обновляется ежесуточно. Пока что сервис функционирует в тестовом режиме, и в случае выявления ошибок в его работе граждан просят информировать о них миграционную службу с помощью формы обратной связи.

По состоянию на начало апреля в Украине оформлено почти 500 тысяч ID-паспортов. Новый паспорт содержит электронный чип с данными, поэтому его невозможно подделать. Кроме того, ID-паспорт удобен в пользовании и износостоек.

Хотя надо согласиться и с тем фактом, что из-за размера стандартной визитки ID-паспорта наверняка будут терять чаще, чем старые 17-страничные «брошюры», так что новому сервису ГМС простаивать не придется.

Поскольку в момент проведения пресс-конференции в «Укринформе» пришла приятная для украинцев новость о том, что Европа дала добро на «безвиз», несложно предугадать, что работы ведомству прибавится, поскольку число желающих оформить новые загранпаспорта резко увеличится.

Руководитель службы предположил, что лет через десять за границу можно будет ездить и по внутреннему ID-паспорту. А на последний наш вопрос, будет ли на новом сервисе размещена информация об утраченных студенческих билетах, по которым осуществляется льготный проезд, Максим Соколюк дал такой ответ:

Думаю, Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины совместно с Министерством образования могут внедрить подобный сервис. Вопрос лишь в степени защиты образцов студенческих билетов от подделок. Мне более актуальной кажется аналогичная работа по созданию реестра утраченных свидетельств о рождении.

Естественно, открытие нового сервиса при ГМС не решит всех проблем граждан, по различным причинам утративших документы. Ведь все равно нужно писать заявление об утрате в органы внутренних дел, чтобы информация об украденных или потеряных документах попала в соответствующий реестр.

Максим Соколюк привел пример типичной житейской ситуации: у человека пропали документы, и он сообщает о пропаже в полицию, затем информация о недействительном документе появляется на сайте ГМС. Человек начинает процедуру оформления новых документов, и вдруг находит пропажу (или ему ее подбрасывают), а информация о недействительном паспорте уже висит на сайте. В таком случае гражданин обязан сообщить о находке в органы власти, чтобы позже не стать жертвой недоразумения, когда при предъявлении «испорченного» документа ему откажет в предоставлении услуги та или иная организация.

Но в любом случае новинка от ГМС уменьшит риск подвергнуться аферам со стороны жуликов не только для граждан, но и для финансовых и бизнесовых структур, предоставляющих населению кредиты или прокат техники.

Александр Воронин

ФОТО: интернет

QHA