КИЕВ (QHA) -

В начале 20-го столетия крымскотатарское национальное движение представляло собой довольно активную политическую силу в Российской империи. После десятилетий бесправия коренной народ Крымского полуострова делал все для того, чтобы наладить свою национальную жизнь.

По прошествии Февральской революции 1917 года крымские татары провели съезд, который принял решение о создании Временного мусульманского исполнительного комитета — Мусисполкома. Его председателем и одновременно муфтием мусульман Крыма, Украины, Польши, Литвы и западной России был избран 32-летний Номан Челебиджихан. Именно этот орган регулировал деятельность крымских татар до созыва национального съезда.

Сто лет назад, 26 ноября 1917 года, в Ханском дворце Бахчисарая торжественно открылся Первый Курултай крымскотатарского народа. Делегатами Курултая избрали 79 представителей крымскотатарского народа, среди которых – четыре женщины.

На Курултай приехало 10 тысяч крымских татар со всего полуострова. Съезд приветствовали представители разных народов Крыма, чрезвычайные представители украинских Советов, латвийских организаций, было получено огромное количество поздравительных телеграмм от тюркских народов России.

Незадолго до съезда в своей речи Челебиджихан провозгласил новую политическую программу крымских татар:

— Чтобы защитить Крым, установить в нем свои законы и порядок, мы приняли решение о созыве Курултая крымских мусульман. Поскольку он является хорошо известным тюркам на протяжении столетий законодательным институтом обеспечения порядка и справедливости... Курултай желает воплотить в действительность принцип справедливого взаимного сосуществования с другими жителями Крыма… В Крыму достаточно много цветов, различных красок и ароматов. Эти цветы — это нации, проживающие в Крыму – крымские татары, русские, евреи, греки, немцы и другие. Задача Курултая - сплотить всех и, сделав из них один замечательный букет, превратить Крым в настоящую культурную Швейцарию.

Такое поэтическое сравнение народов Крыма с букетом разных цветов до сих пор считают самым известным высказыванием Челебиджихана. Тогда же впервые прозвучал марш «Ант еткенмен», а над Хан-Сараем взвился голубой флаг крымских татар.

Первый Курултай заседал 18 дней. За это время он принял Конституцию, заложил основы государственности и объявил себя парламентом.

По свидетельствам одного из эмиссаров зарубежной разведки, мы можем судить о демократичности предложенной крымскими татарами конституции. В документе регламентировались равенство мужчин и женщин, равное избирательное право, отмена привилегий и сословий, свободу личной и общественной жизни. 

— В принципе, те реформы и та конституция, которую предлагали сторонники Челебиджихана и он сам, как раз и была европейской. Но, тем не менее, попытки принизить эти усилия крымских татар как раз их земляками, не крымскими татарами, русской политической элитой, сделали свое дело. Мне кажется, если бы тогда этот взгляд был не свысока, а была возможность и желание сотрудничать, вот сегодня мы могли бы жить в совсем другом Крыму, — отмечает крымскотатарский историк Гульнара Бекирова.

Еще до начала Курултая Мусисполком отправил свою делегацию во главе с Аметом Озенбашлы в Киев на переговоры с руководителями Центральной Рады — Михаилом Грушевским и Владимиром Винниченко. На этом этапе борьбы и украинцы, и крымские татары стремились добиться независимости для своих народов.

Однако осуществить мечты тогда не судилось. 

14 января 1918 года в Симферополь вошли большевики, которые закрыли работу Курултая, обвинив его руководителей в нарушении несуществующей договоренности. По Крыму прокатилась волна кровавого красного террора. 

Джафер Сейдамет, которому было поручено заниматься иностранными делами, успел выехать в Турцию. Председатель Парламента Асан Сабри Айвазов остался и был вынужден сотрудничать с большевиками.

Номан Челебиджихан при странных обстоятельствах был арестован и вывезен в Севастополь матросами-анархистами. После 27 дней заключения его расстреляли, а тело бросили в Черное море. 

После двух месяцев напряженной работы национальное движение крымских татар понесло невероятные потери.

— Вот такие три судьбы, на мой взгляд, поэтические и прагматические. Либо ты остаешься, становишься частью этой системы на какое-то время, но потом тебя все равно уничтожают (ну вот так развивалась эта страна большевиков), либо ты уезжаешь, но ты живешь вдали от родины и не влияешь на процессы, но как-то спасаешь свою жизнь. В свою очередь, у Челебиджихана политическая деятельность занимает всего год, но мы вспоминаем его, как героя, и сколько будет жив крымскотатарский народ, а я надеюсь, что он будет жить всегда, мы будем помнить это имя Номана Челебиджихана, за 12 месяцев его борьбы за существование своего народа, за попытки сделать крымских татар хозяевами своей земли, — подчеркнула Гульнара Бекирова.

Второй Курултай крымскотатарского народа состоялся только через 74 года. Несмотря на все преграды со стороны советской власти, национальный съезд прошел в Крыму в 1991 году, став символичным проявлением победы национального движения.

— Тот дух, дух притяжения к свободе, к собственному государству, несмотря на все катастрофические для крымских татар исторические периоды, он держался у крымских татар. И именно восстановленный Курултай, или как мы его называем Второй Курултай, он сыграл очень важную роль. Он собрал все силы крымскотатарского народа в единый кулак тогда, когда это было очень важно, когда крымские татары массово возвращались на свою землю, и было очень важно, чтобы этот процесс завершился успешно. Несмотря на все трудности, это было успешным, — рассказывает председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

Национальный съезд выбрал Меджлис крымскотатарского народа во главе с Мустафой Джемилевым и принял ряд документов, в частности, подтвердил право на самоопределение.

— Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом… Весь ужас депортации и геноцида, многолетняя борьба за восстановление своих прав, критическое положение народа, находящегося на грани насильственной ассимиляции и исчезновения, – все это обязывает нас всех к консолидации. Не сделаем этого – нам будет стыдно перед нашими потомками, мы не заслужим их хорошего поминовения на земле наших предков, — из Обращения Курултая к крымскотатарскому народу.

Проведенный в 1991 году Курултай закрепил статус полуострова по территориальному признаку. Но мечта о национальном определении в пределах автономии не оставляла крымских татар и в украинском Крыму.

— В 91-м году буквально через месяц после проведения Курултая, развалился Советский Союз, и нам приходилось работать в условиях украинской юрисдикции. Вот несмотря на то, что, казалось бы, очень хорошие взаимоотношения, очень много друзей среди правозащитников, диссидентов и государственных структур, и с каждым президентом у нас были неплохие отношения, но самый главный вопрос – Крымскотатарская национальная автономия – всегда оставался открытым, и он был открытым до сих пор, до аннексии Крыма Россией, —  вспоминает заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров.

Последняя внеочередная сессия Курултая 6-го созыва состоялась уже в оккупации. На этот раз она проходила не в Симферополе, а в Бахчисарае — там, где в 1917 году состоялся первый исторический съезд.

Сегодня все органы самоуправления крымских татар функционируют на территории материковой Украины в чрезвычайном положении. Репрессии со стороны оккупантов против коренного народа, который не признал нынешний статус Крыма, усиливаются с каждым днем. В таких условиях вопрос автономии стоит остро как никогда, в то время как вопрос проведения седьмого Курултая остается открытым.

QHA