КИЕВ (QHA) -

В Киеве стартовал XIV Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Главной особенностью этого крупнейшего в Украине фестиваля документалок является общая тематика, которой посвящены все события, происходящие в рамках Docudays. В первую очередь это, конечно, фильмы, однако также на фестивале можно посетить тематические мастер-классы и лекции.

В этом году заметное кинематографическое событие проходит под названием «4° Прощай, человек» и посвящено проблеме глобальных изменений климата.

Традиционно фильмы Docudays UA будут соревноваться в конкурсах: DOCU/ЖИЗНЬ, DOCU/ПРАВА и DOCU/КОРОТКО. Кроме того, на фестивале состоится национальный конкурс DOCU/УКРАИНА. Оценивать участников в каждой из категорий будет жюри, в международный состав которого входят признанные эксперты и документалисты.

Специальным событием на фестивале стал показ уникального DVD-издания «Чернобыль [НЕ] видимый» от Национального центра Александра Довженко.

Данное DVD-издание является собранием редких документальных фильмов о Чернобыльской катастрофе. В него вошли четыре короткометражки: «Чернобыльская атомная» (1974, УССР, 11 мин., реж. Леонид Автономов), «Цепная реакция» (1978, УССР, 20 мин., реж. Владимир Георгиенко), «Чернобыль. Хлеб на разломе» (1986, УССР, 11 мин., реж. Александр Косинов) и «Неизданный альбом» (1991, УССР, 20 мин., реж.: Виктор Крипченко, Владимир Тараненко).

В первую очередь этот проект посвящен кинематографической репрезентации катастрофы, но его авторы не просто показывают события тех лет, а пытаются их переосмыслить.

Первые два фильма в лучших традициях коммунистического режима рассказывают об ударной стройке на Полесье самой крупной в мире атомной электростанции – Чернобыльской. Каждый кадр в этих лентах идентичен предыдущему – счастливые лица механиков, строителей, жителей и руководителей Припяти, которые ждут, когда же мирный атом заработает на благо человека.

Но какими бы наигранными ни выглядели повторяющиеся образы переполненных радостью граждан, им все равно веришь. И не потому, что люди на экране действительно гордятся идеей глобальной советской стройки – просто они в 1970-х годах еще не знают, что через 10 лет случится одна из самых страшных аварий в истории человечества, которая унесет сотни тысяч жизней и сделает часть территорий Украины и Беларуси непригодной для жизни человека.

Третья картина  «Чернобыль. Хлеб на разломе»  снята уже после катастрофы на ЧАЭС. Этот короткий фильм посвящен всем, кто участвовал в ее ликвидации, будь то военный, находящийся внутри разрушенного реактора, водитель, чья задача – отвозить высокорадиоактивные обломки в могильник, или же пекарь, который печет хлеб для работников зоны. Каждый из них отдал свое здоровье и спокойствие ради жизни десятков тысяч граждан. И хотя акцент в этом фильме, как и в предыдущих двух, делается именно на бесконечной воодушевленности простого советского работяги, тут есть по-настоящему страшные кадры ликвидации аварии и видна настоящая усталось на лицах тех, кто в ней участвовал, чей труд был уже не ради «перевыполнения пятилеток», а ради самой жизни.

Последний фильм «Неизданный альбом» посвящен выдающемуся фотографу Игорю Костину. Не все сегодня знают имя этого человека, но одну из его работ видел, наверное, каждый. Это уникальный снимок разрушенного изнутри 4-го реактора.

Этот кадр Костину удалось снять из вертолета, причем не с первого раза. Невероятные дозы радиации просто разъедали пленку.

Мастером были созданы и другие выдающиеся фотографии. В зоне он провел немало времени, часто ездил туда уже после ликвидации. Он снимал и пострадавших – тех, кто работал на ЧАЭС сразу после аварии и в результате попал в больницу, а также детей, родившихся с различными мутациями. Сам этот великий человек также много лечился в клиниках Европы и Японии.

Несмотря на всю титаническую работу Костина его альбом с фотографиями  живыми, настоящими, показывающими весь ужас аварии на ЧАЭС  так и не был издан в СССР, именно из-за этой обнажающей откровенности. Книга Игоря Костина «Чернобыль. Исповедь репортера» вышла в Украине только в 2002 году.

Все четыре объединенных проектом «Чернобыль [НЕ] видимый» фильма смело можно назвать уникальными объектами исследования, которые сегодня дают нам возможность переосмыслить события тридцатилетней давности. Это и уже забытое своеобразие коммунистического искусства, и начало коллапса СССР, и антропогенный аспект самой ужасной техногенной катастрофы в истории человечества. 

Александра Шекера

QHA