КИЕВ (QHA) -

Традиционно в Крыму 10 апреля отмечали как день крымскотатарской журналистики. Будет ли он отмечен в этом году? Если да, то как?

– Да, эта традиция может отметить первый юбилей – десятилетие. В том виде, в каком это было, когда сотрудники национальных медиа, и непременно с участием журналистов QHA, собирались в Доме Гаспринского, у гостеприимного Якуба-агъа Аппазова (Алла рахмет эйлесин) и довольно неформально общались, – такой встречи, конечно, не будет.

Насчет отмечания в другом формате ничего сказать не могу, не слышал. Если бы встреча и проводилась, участвовать в ней издание «Къырым», как и «Авдет», вряд ли смогли бы. Такого рода мероприятия в последнее время инициируются, как правило, представителями органов власти. Иное просто затруднено. Кроме того, определенное и как бы неизбежное разделение редакций, существовавшее и прежде, можно сказать, гипертрофировалось. Национальные СМИ и раньше дифференцировались на государственные (по учредительству), у которых было гарантированное бюджетное финансирование, включающее заработную плату, и на общественные, которые просто выживали. Но это обстоятельство на «внутрикорпоративные» отношения практически не влияло. Сегодня ситуация иная. Ее вполне отражает фраза «нам не о чем говорить».

В «Къырым» так или иначе отмечаются все памятные национальные даты. Это происходит и в редакционной жизни, это видно и по публикациям газеты. Такого семейного круга, в который, кроме десятка сотрудников, входят около четырех тысяч семей подписчиков, в сегодняшних условиях нам хватает, чтобы выражать свою гордость за наше национальное прошлое и чувствовать свою причастность к продолжению лучших традиций своего народа, включая день крымскотатарской журналистики.

Как вы оцениваете состояние и нынешнее положение национальных СМИ? Отражают ли они реальную картину происходящего с крымскими татарами в Крыму?

– Здесь уместно заметить: определение как национальных СМИ, пишущих на крымскотатарском языке или делающих большую часть своих публикаций этнически ориентированными, в нашем случае представляется все более и более ошибочным, не отвечающим тому, что есть в действительности. Когда такие массмедиа под предлогом того, что они имеют государственный статус, что им предоставляется бюджетное финансирование с полным пансионом, подпадают под жесткий, тотальный контроль соответствующего учредительного органа, они объективно теряют возможность отражать национальную жизнь. И не только всесторонне, с разных позиций, но и по сути. Положению таких редакций не позавидуешь – особенно когда взгляд на внутринациональные процессы и состояние дел у журналистов расходится с точкой зрения учредителя. Приходиться ломать себя и утешаться мыслью, что пишешь на родном языке.

Указующий перст несгибаем: он не считает нужным обозначить хотя бы некий пространственный люфт касательно вектора информационной политики. Бюджетные средства надо отрабатывать только в том виде и направлении, куда пресловутый перст показывает. Точно так же, как в приснопамятные времена премьера Могилева государственные СМИ избегали говорить, например, о выборах VI Курултая крымскотатарского народа, о его первой сессии, об организационных заседаниях Миллий Меджлиса, о митингах в защиту прав коренного народа Крыма и памяти его героев (10 декабря, 23 февраля) и даже о мероприятиях, посвященных Дню национального траура 18 мая, сегодня табу наложено почти на все темы, не касающиеся деятельности органов власти и лояльных к ним организаций. Сколько-нибудь критические оценки или некое, отличное от официального, мнение на страницы или в эфир таких медиа попасть шансов не имеют. Поэтому все известные судебные процессы проходят для этих СМИ будто на другой, абсолютно не интересующей их планете.

Продолжает выходить «допустимым» тиражом (999 экземпляров) «Авдет», который так и не получил разрешения на издание в полноформатном виде. Возродилась, конечно, уже с совсем иными целями и установками, ставшая газетой Госкомнаца «Мераба», где язык, на котором звучит это слово, тут же, на логотипе, и заканчивается. Правда, редакция в самом начале выпуска газеты говорила, что она предназначена для представителей других национальностей, проживающих в Крыму. Но не только журналисты знают, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. И вот рассказывают, как в мечетях и других присутственных местах, где навряд ли увидишь представителей других национальностей, кроме тех, кто говорит друг другу «Мераба!», идет кипуче-навязчивая агитация газеты, в меру своих сил делающей «великий и могучий» еще более авторитетным и влиятельным среди тех, для кого родной язык почил в бозе…

Какова ситуация с выходом газеты «Къырым»?

– Позвольте напомнить некоторые факты. «Къырым», первая постдепортационная газета в Крыму, имеет почти 27-летнюю историю. Ее учредителем с 1992 года является редакционный коллектив. До 2014 года выходила дважды в неделю (в 2004 году была предпринята попытка выпускать газету трижды в неделю, но материальные проблемы позволили это делать только несколько месяцев) и получала дотационную поддержку из бюджета Украины в размере 320-340 тысяч гривен. Эти весьма ограниченные средства позволяли покрывать технические затраты по выпуску восьми полос формата А-3 в черно-белом варианте. На заработную плату, распространение, коммунальные и редакционные расходы тратились деньги, вырученные от подписки.

В 2014 году тогдашний Рескомнац Крыма профинансировал газету в объеме 440 тысяч рублей. Этого было недостаточно даже для выхода один раз в неделю – периодичность, на которую вынужденно перевелся «Къырым». В счет погашения образовавшегося долга в конце февраля 2015-го редакция получила еще 150 тысяч, оказавшиеся последними. Дальнейшие «переговоры» о финансировании, которые велись с Госкомнацем на протяжении последующих 2-3 месяцев, что называется, зашли в тупик. Там хотели исходить из того, о чем уже говорилось выше: кто платит, тот и заказывает, когда, где и какую «хайтарму» играть. Там хотели казаться строгими и расчетливыми, как если бы они платили из своего кармана. Там хотели выглядеть святее российского информационного папы – Роскомнадзора – и бежать впереди его паровоза. В этом-то и состоял, как говорят молодые люди, прикол: надзорное ведомство блюдет законы – не вмешивается в деятельность редакций без серьезного на то повода, а здесь изначально оговаривается право решать за редакцию, что публиковать, а что «заворачивать»…

Нам не оставалось другого выхода, как обратиться к читателям за помощью. Мы сделали это гласно, печатали списки тех, кто откликнулся, указывали, сколько они внесли. Данная практика продолжается и сегодня. Всем, кто поддержал газету, конечно, огромное спасибо. Благодаря их участию редакция в виде различных налогов уже полностью вернула в бюджет полученные от Госкомнаца средства, чем очень довольна. В определенных кругах не поверили, что такое возможно. Предположили, что мы живем на турецкие гранты. Вообще-то, было бы неплохо. Это общепризнанная мировая практика благотворительности. Кто сможет упрекнуть, например, известный фонд «Возрождение», что выделение немалых средств Сорос связывал со своими интересами в Крыму? Однако в нашем случае такого, к сожалению, и близко нет. Ни мы не просим, ни эти фонды не дают. Газета выживает за счет поддержки общественности. Ну и, конечно, благодаря строжайшему режиму экономии: минимальная (раза в три меньше, чем у работающих в медиацентре имени Гаспринского) зарплата для всех, перевод тех, кто вышел на пенсию, на полставки (таких трое), уволилась сотрудница – единицу сократили. Коллектив, ни один из участников которого не перешел в благополучное в материальном отношении издание, решил в этой чрезвычайной ситуации работать на общественных началах.

«Къырым» старается освещать события и писать о происходящем в Крыму правду независимо от того, нравится она кому-либо или нет. Опубликованы, например, материалы, подготовленные адвокатом Темешевым в рамках процесса по запрету Миллий Меджлиса, одно из выступлений Ахтема Чийгоза в суде и другое. Почти в каждом номере представлена рубрика «Бизим дайджест», где публикуются материалы из российской прессы, касающиеся Крыма, и, конечно же, крымских татар. Продолжается ежемесячный выпуск «газеты в газете» «Къырымкъарайлар» (скоро выйдет 150-й номер!). Редакция сотрудничает с видным российским писателем, которого знает, наверное, каждый наш соотечественник, – Тимуром Пулатом. Осенью в десяти номерах было опубликовано его произведение «Олюмге "Ёкъ!", деп айт» («Скажи смерти "нет!"») о последних днях Номана Челебиджихана. 13 апреля в 16-полосном выпуске очередного номера «Къырым» выйдет «Бир авдетнинъ тарихы. Муса Мамут акъкъында повесть» («История одного возвращения. Повесть о Мусе Мамуте»). Словом, редакция, сформировав из читателей своего рода клуб друзей, старается поступать так, чтобы не разочаровать их, вселять и поддерживать веру в лучшее. Наверное, журналистам это удается, потому что тираж газеты, несмотря на непростые испытания, последние лет 17-18 остается стабильным.

Какие новости с материка вызывают наибольший интерес в Крыму?

– Все…

ФОТО: QHA

QHA