СИМФЕРОПОЛЬ/ АКЪМЕСДЖИТ (QHA) -

10 декабря, в День прав человека, на могиле известной правозащитницы, ветерана крымскотатарского национального движения Зампиры Асановой был установлен надгробный камень и проведен молебен.

Об этом написал глава ЦИК Курултая крымскотатарского народа Заир Смедля на своей странице в Facebook.

— В день прав человека на могиле известной крымскотатарской правозащитницы Зампиры-апте Асановой установили надгробный камень и провели молебен, — написал он.

Зампира Асанова родилась 26 апреля 1941 года в селе Бай Къыят Черноморского района Крыма. В семье ее родителей Асана Бекмамбета и Абиде Шарифе Али-къызы было 4 детей: мальчик и три девочки. 

Зампира воспитывалась в семье, уделявшей большое внимание образованию. Дедушка Зампиры настоял на том, чтобы все члены семьи, особенно девочки, получили образование.

Как и все крымские татары, в 1944 году семья Зампиры Асановой была депортирована из Крыма в Узбекистан. Ей было тогда 3 года.

В Узбекистане, окончив общеобразовательную школу, Зампира Асанова решила исполнить желание деда видеть свою внучку врачом... В 1959 году 18-летняя Зампира поступила в Московский медицинский университет на факультет стоматологии.

После окончания университета в 1965 году Зампира Асанова для продолжения научной карьеры была направлена в г. Оренбург, однако вместо этого она приняла решение ехать в Узбекистан, где нужно было ухаживать за тяжело больным отцом Юрия Османова.

Как отмечает крымский историк Гульнара Бекирова, еще будучи студенткой, в 1957 году, Зампира Асанова становится участницей крымскотатарского национального движения. Одна из первых акций, в которой она приняла участие, – распространение обращения бывших военнослужащих - крымских татар первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, председателю Совета Министров СССР Николаю Булганину, председателю президиума Верховного Совета СССР Климу Ворошилову, министру обороны СССР Георгию Жукову о положении крымскотатарского народа, подписанного Амет-Ханом Султаном, Мидатом Селимовым, Энвером Аблаевым и другими.

Во время учебы в Москве Зампира познакомилась с участниками правозащитного движения в СССР. Она стала своеобразной «связной» между участниками двух демократических движений – правозащитного и крымскотатарского. Общалась с опальным генералом-правозащитником Петром Григоренко и писателем Алексеем Костериным, автором самиздатовской работы «О малых и забытых», посвященной судьбе депортированных народов.

В 1965 году Зампира Асанова становится участницей Ферганской  инициативной группы. Благодаря активной деятельности она была принята во Всесоюзную инициативную группу, состоящую из 63 человек, задачей которой являлось вручение  Центральному комитету компартии СССР письма о проблемах крымскотатарского народа.

21 июля 1967 года в числе двадцати активистов национального движения Зампира Асанова участвует во встрече в Кремле, где делегацию крымскотатарского народа принимают председатель КГБ СССР Юрий Андропов, глава МВД Николай Щелоков, генеральный прокурор СССР Роман Руденко, секретарь президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе. После возвращения из Москвы ее уволили с работы. При этом Асанову обвинили в слабоумии и хотели поместить в психиатрическую больницу, но  благодаря усилиям докторов Эмилии Камилевой и Ягъи Бекмамбетова она была спасена от психиатрической больницы.

После этих событий Зампира Асанова едет в Читу, где в медицинском университете пишет научную диссертацию. Однако  после ареста Юрия Османова и Энвера Мамбетова она уезжает из Читы и вместе с Мустафой Джемилевым полностью посвящает себя крымскотатарскому национальному движению.

По словам Бекировой, событие, вписавшее имя Зампиры Асановой в историю национального движения, состоялось 6 июня 1969 года, на второй день Международного совещания коммунистических и рабочих партий, в самом центре Москвы. В демонстрации на площали Маяковского приняли участие Энвер Аметов, Зампира Асанова, Решат Джемилев, Айдер Зейтуллаев, Ибраим Холапов и дочь правозащитника Петра Якира Ирина. Около памятника Маяковскому они развернули свои лозунги: «Да здравствует ленинская национальная политика», «Коммунисты, верните Крым крымским татарам», «Прекратить гонения на крымских татар», «Свободу генералу Григоренко!».

Через несколько минут они были задержаны и доставлены на Петровку, 38, где их допрашивали следователи УМВД Москвы. Асанова, Аметов, 3ейтуллаев и Холапов в сопровождении работников милиции и КГБ были отправлены в поселок Новоалексеевка Херсонской области, откуда прибыли, Джемилев – в поселок Нижнебаканский Краснодарского края. Участникам демонстрации удалось избежать ареста, по-видимому, из-за проходившего Международного совещания коммунистов.

Начиная с 1970 года Зампира Асанова, ухаживает за больным братом, который был осужден за участие в национальном движении и жестоко избит в тюрьме. Ей также трудно найти работу, так как она "запятнана" причастностью к национальному движению. По рекомендации М. Озенбашлы и М. Селимова она работает в группах по лечению холеры в больницах Сырдарьинской области и республике Каракалпакстан.

В 1985 году Зампира Асанова вернулась в Крым. Начиная с 1989 года работала в Симферопольской больнице №3, однако из-за того, что она в 1989 году "присутствовала на похоронах академика Дмитрия Сахарова", у нее возникли проблемы на работе, и в 1990 году она вынуждена была уволиться.

В 1992 году она приняла участие в Конгрессе народного фронта Азербайджана и встретилась с президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибейем. 

Зампира Асанова была одним из инициаторов установления памятника генералу Петру Григоренко в Симферополе/Акъмесджите, являлась координатором медико-социальной программы Центра прав человека и принимала активное участие в деятельности совета социального обеспечения "Кебир-джами".

В ноябре 2006 года Зампира Асанова приняла участие в праздновании 30-летия Украинской Хельсинкской группы.

Зампира Асанова поддерживала связи с украинскими общественными организациями, писала воспоминания о крымскотатарском национальном движении.

Всю свою жизнь она также интересовалась фитологией, которая была ее второй специальностью,  исследовала крымские лечебные растения.

Зампира-апте – настоящая мусульманка. На каждое мероприятие, куда она приходила,  в сумке непременно приносила Коран. Ее можно было видеть в сельской мечети  собирающей помощь больным детям; с цветами перед церковью  ждущей с уважением православных коллег и соратников ветеранов крымскотатарского национального  движения; на собраниях и встречах – организовывающей помощь для обучения внуков активистов крымскотатарского национального движения…

Зампира-апте – истинный тюркский националист. Она говорила: «Туранизм мне достался от отца!». Ничего не желала для себя, важным для нее было только национальное движение! Всю свою жизнь она посвятила народу, не оставив времени на то, чтобы построить семью, растить детей. Зампира Асанова – образец преданности крымскотатарскому национальному движению.

Скончалась Зампира Асанова 16 января 2014 года после продолжительной болезни в возрасте 72 лет. 

QHA