КИЕВ (QHA) -

День журналиста – это не только профессиональный праздник работников средств массовой информации - журналистов, корреспондентов и репортеров. Это, можно сказать, и общенародный праздник, потому что трудно представить современное общество без информации, без средств ее передачи, без медиапроектов, представляющих профессиональный взгляд на события и факты. 

О профессиональной репутации, медиабизнесе и нынешних проблемах украинского медиа-сообщества рассказал профессиональный журналист, обозреватель «Крым.Реалии» и ведущий телеканала ICTV Павел Казарин.

Если сравнивать информационное пространство Украины и России, в чем разница для журналиста? Где ему лучше реализовать свои профессиональные способности?

- Мне довелось работать и в России. Ключевая разница между Украиной и Россией именно в вопросах взаимодействия медиа и власти. Она очень проста. В России медиа работают с оглядкой на то, что они скажут власти. А в Украине власти работают на то, что они после этого скажут медиа.

Насколько эффективно украинская власть осуществляет информационную политику?

- Я не могу сейчас наблюдать, что в Украине есть какая-то системная информационная политика. Это вообще очень сложный термин. Информационная политика может заключаться просто в хорошей коммуникации власти с медиа.  

На ваш профессиональный взгляд, каков уровень журналистики сейчас в Украине?

- На мой взгляд, в Украине есть несколько проблем с журналистикой, но это проблемы роста, поэтому они естественны. С одной стороны, эта проблема связана с тем, что в Украине нет полноценного медиарынка, который позволит средствам массовой информации быть бизнес-проектами, самостоятельно зарабатывающими на собственное существование. До тех пор, пока медиа не являются бизнесом, они обречены зависеть от дотаций собственника. Соответственно, они будут обречены выполнять роль медиа-приложения к политическому бизнесу собственника. Как только в стране появляется медиарынок, СМИ существуют в рамках бизнес-логики. В ней тоже есть свои недостатки, но при этом медиа получают большую свободу.

Это проблема, и я надеюсь, что она рано или поздно в Украине будет решена. Кроме того, в Украине есть такая сложность. В любом профессиональном "цеху" есть очень важный момент, связанный с репутацией. Нередко в украинском медиа-сообществе, хотя это присуще другим странам, журналист оказывается перед дилеммой – серьезно говорить о серьезных проблемах или добавлять желтизны в собственные материалы, которая очень легко продается и покупается. Поэтому, к сожалению, в украинском информационном сообществе мы наблюдаем то, как некоторые издания порой склоняются к более легкому способу заработка собственной популярности, прочтений, рейтинга и долей. Я надеюсь, что это процесс взросления по мере формирования и укрепления профессионального цеха. Вопрос репутации, вопрос сохранения репутации будет первичнее, нежели вопрос быстрой и недорогой популярности.

Справка. Ежегодно 6 июня в Украине отмечается День журналиста. Этот профессиональный праздник работников средств массовой информации был учрежден Указом Президента Украины № 251/94 от 25 мая 1994 года в честь принятия Союза журналистов Украины в 1992 году в Международную федерацию журналистов.

ФОТО: QHA

 

QHA