КИЕВ (QHA) -

Исмаил Гаспринский (Гаспралы) родился 21 марта 1851 года в деревне Авджикой нынешнего Бахчисарайского района, в семье офицера Мустафы Гаспринского. Получил достаточно хорошее образование – сперва дома, в местной сельской школе, в мужской гимназии Симферополя, затем в воронежском Кадетском корпусе и Московской военной гимназии. Он имел возможность получить престижное образование: его отец – государственный служащий – имел привилегии, а кроме того, принадлежал к знатному роду крымских мурз.

Окончив обучение, Исмаил возвращается на родину, где первое время ведет преподавательскую деятельность в Зынджирлы медресе в Бахчисарае. В 1871 году отправляется в Париж, который, несмотря на революционные и военные потрясения 1870-1871-х годов, сохранял статус культурной столицы Европы. Поездка позволила молодому Гаспринскому не только познакомиться с достоянием западной цивилизации, но и осознать масштабы мусульманского просветительского движения, которое в то время проходило в Европе.

Опыт и ценности, приобретенные во время путешествий крымскотатарского интеллектуала, определили его дальнейшие приоритеты, которые легли в основу многих произведений Исмаил-бея. Впоследствии комплекс этих знаний сформирует его собственную, весьма революционную идеологию, которая после возвращения в Крым будет пронизывать всю деятельность великого реформатора.

В Крыму Гаспринский начинает активно принимать участие в общественной жизни. Уже в 1879 году был избран городским головой родного города Бахчисарая, пробыл на этой должности пять лет.

Кроме политической Исмаил Гаспринский известен и просветительской, культурной и писательской деятельностью. С его именем связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока – джадидизма, который радикально изменил структуру образования в мусульманских странах, придав обучению более светский характер.

В апреле 1883 года приступил к изданию в Бахчисарае газеты «Терджиман» («Переводчик»), которая долго оставалась единственной тюркской газетой в Российской империи. Издание, ставшее символом тюркского мира, печаталось на крымскотатарском и русском языках. Газета издавалась до самой смерти Гаспринского в 1914 году, а затем еще четыре года выходила под редакторством его сына Рефата.

Также им издавались еженедельная газета «Миллет» («Нация») и журнал для женщин «Алеми нисван» («Мир женщин»), редактором которого была его дочь Шефика Гаспринская.

Гаспринский стремился к объединению тюркских народов России, выработав на основе крымскотатарского своеобразный «общетюркский» литературный язык. Главным лозунгом такой солидарности стала известная фраза Исмаила Гаспралы – «Тильде, фикирде, иште бирлик» («Единство в словах, мыслях и делах»).

Реализацией идей тюрко-исламской солидарности стали первые мусульманские съезды. В 1905 году Исмаил Гаспринский был избран председателем 1-го съезда мусульман России. 

Мировоззренческие принципы, которые основывались на симбиозе восточной духовности и западного научного достояния, дружбы славянских и тюркских народов и конфессиональной терпимости, поставили Исмаила Гаспринского в ряды выдающихся просветителей и философов мира.

Многогранное наследие великого сына крымскотатарского народа внесло значительный вклад в дело утверждения национального самосознания не только крымских татар, но и других тюркских народов. 

ФОТО: интернет

QHA