ЛЬВОВ (QHA) -

С момента оккупации Крыма в 2014 году многим представителям коренного народа – крымским татарам — пришлось покинуть родные края в страхе репрессий со стороны Российской Федерации. Около пяти тысяч крымских татар переехали в западный регион Украины, в частности во Львовскую область, где у них появилась проблема сохранения языка, культуры и религии. Вследствие этого были созданы несколько общественных организаций. Одна из них — Культурный центр крымских татар, двери которого распахнулись для всех желающих весной 2017 года. Корреспондент QHA пообщался с главой этой организации — Эрнестом Абкелямовым.

QHA: Откуда появилась идея создать подобный центр?

Э. Абкелямов: Как вы знаете, в 2014 году с началом оккупации Крыма часть крымских татар выехала из полуострова в западные регионы Украины. Осенью 2014 года по всему западному региону насчитывалось порядка двух с половиной тысяч крымских татар. Поначалу многие думали, что выезжают на непродолжительный срок, пока не решится ситуация с оккупированным Крымом. Но ситуация не решалась, и одновременно появлялись проблемы, такие как социальная адаптация, материальные проблемы, проблемы с жильем. Нужно было получать какой-либо юридический статус, также в силу разности религий в западном регионе и Крыму появилась проблема отправления своих религиозных потребностей.

И я принял решение летом, в августе 2014 года организовать какое-либо общественное объединение, которое бы объединяло эту тематику, каким-либо образом структурировало проблемы, и находило бы поиски их решения. В конце 2014 года по моей инициативе решили создать такую организацию «Ихсан», это была в большей степени организация религиозного характера, мы её попытались зарегистрировать, но на тот момент у нас этого не получилось. Но благодаря этой идее и попытке мы достигли иной цели. У нас получилось объединить всех изначально вокруг крымскотатарского ядра. Потом также начали налаживать связь с мусульманами других национальностей во избежание каких-либо разногласий, потому что в какой-то мере крымские татары носители отличительной от западного региона культуры и ментальности.

QHA: Насколько известно, было создано ещё несколько организаций в это время?

Э. Абкелямов: Также был создан был фонд «Хайтарма». Он был зарегистрирован в сентябре, который по своему уставу и целям был организован, в первую очередь, с целью сохранения культуры крымских татар, крымских мусульман в этом регионе локально, и на материковой Украине, если говорить более глобально. Ещё было несколько инициатив, общественных организаций, которые занимались подобной тематикой. Тот же КрымSOS, который также занимался похожей тематикой, но конечно, больше политической стороной вопроса.

QHA: Поэтому Вы решили взяться и за помощь переселенцам?

Э. Абкелямов: Люди конкретно не понимали, как решать свои проблемы, отчасти потому, что государство не разработало механизм решения задач. Была организована поддержка от европейских партнеров, приходила благотворительная помощь, нужны списки людей, нужно было организовать раздачу той же благотворительной помощи, потому что социальные службы не были готовы к такому приливу людей. Нужно было знать, кто в каком положении живет, кому какую помощь оказывать, поэтому силами нескольких активистов началось решение этих проблем.

В 2015 году ведь была попытка создать Крымскотатарский центр во Львове. В феврале 2015 года был открыт первый крымскотатарский центр в самом центре Львова, на проспекте Свободы с помощью землячества крымских татар, в сотрудничестве с европейским фондом Хасене. Но, к сожалению, закончился срок аренды этого помещения, и его пришлось закрыть.

В этом центре была организована помощь в решение социальных проблем, проблем с документами, координации крымских татар. Также, учитывая, что крымские татары в подавляющем большинстве исповедуют ислам, в этом центре можно было помолиться, организовать дуа, провести религиозные праздники. Но, как было сказано ранее, помещение пришлось покинуть.

QHA: А как власти города способствовали решению этой проблемы?

Э. Абкелямов: Несколько раз были обращения к властям города о выделении помещения под подобный центр. Было принято решение попробовать обратиться через КрымSOS, через организацию «Крымский дом во Львове», и было выделено помещение, но оно до сих пор не введено в эксплуатацию и не запустилось.

И в конце 2016 года в Киеве, Херсоне, Виннице, Львове, Днепре уже появились общества крымских татар, крымских мусульман, которые были более-менее знакомы между собой. И в конце 2016 года было организовано собрание, а потом съезд мусульман, представителей общественных и религиозных крымскотатарских организаций, где было принято решение о создании такой структуры как Духовное управление мусульман Автономной Республики Крым на материковой части Украины, муфтием которого был избран Айдер Рустамов, потому что Духовное управление мусульман Крыма, которое возглавлял небезызвестный Эмирали Аблаев, не удовлетворяло все нужды и потребности мусульман Крыма.

После нескольких встреч и приезда муфтия Айдера-хаджи Рустамова, было принято решение открыть центр во Львове. Также во время открытия центра был подписан меморандум о сотрудничестве, между теми общественными организациям, которые представляют крымскотатарскую общину в регионе - Землячеством Крымских татар во Львове, благотворительным фондом «Хайтарма», организацией "Женщины Къырымлы во Львове", департаментом культуры национальностей и религии Львовской облгосадминистрации.

Перед нами встала дилемма - как назвать этот центр, поскольку он выполняет сразу несколько функций: социальную, культурную, религиозную, поэтому был назван «Культурный центр крымских татар», так как мы хотели сохранить культуру, избежать ассимиляции, а также потери нашего языка и религиозных особенностей.

QHA: Когда центр начал работать?

Э. Абкелямов: Официальное открытие, на котором состоялось подписание меморандума, было 16 мая

QHA: То есть, от идеи до реализации прошло не так много времени?

Э. Абкелямов: На самом деле, идея о создании некоего управления делами мусульман была всегда, так как согласно открытых источников, более 20 тысяч крымских татар были вынуждены покинуть Крым в связи с оккупацией. Люди должны были понимать, как себя вести, особенно во Львове, потому что тут местные жители чтят религию, и вот во избежание межэтнического и межрелигиозного недопонимания должна была быть организация, которая информировала бы о нюансах культуры и религии. Были организованы круглые столы, где были представители различных конфессий. И под патронатом мэра Львова, в декабре 2014 года состоялся первый такой круглый стол, где мы обращались к местному духовенству, чтобы они донесли до последователей своих конфессий то, кто мы такие, что мы несем, создать позитивный климат для межрелигиозного диалога. Потому что до того момента во Львове не было столько представителей иной культуры, в особенности исламской, и чтобы не было стереотипов, например, при виде женщины в хиджабе, или мужчины с бородой. Мы объяснили, что мы не хотим накалять обстановку, и вопреки стереотипному мнению не выдвигаем каких-либо требований и ультиматумов, о которых говорили некоторые СМИ.

QHA: О каких ультиматумах идет речь?

Э. Абкелямов: В 2014 году некоторые местные СМИ заявляли, что с приездом крымских татар будут требования о строительстве мечети, также подобную ложную информацию распространяли представители некоторых радикальных движений. Но мы понимали, что местному обществу нужно время для адаптации к иной, новой культуре, поэтому не повелись на провокации.

QHA: Как вы противостояли им?

Э. Абкелямов: Информировали людей, в первую очередь местных, о том, кто такие крымские татары, почему они выехали из Крыма. И, собственно, тогда мы и решили, что должна быть организация, которая достоверно доносила бы всему миру о том, как поддаются репрессиям в Крыму представители мусульманской общины, и преследованиям по религиозному признаку, а также информирование о том, что на территории Украины есть представители различных религиозных организаций, мусульманских в том числе, о том, что нет никакой угрозы от мусульманской общины Украины.

QHA: И вы занялись созданием подобной организации?

Э. Абкелямов: Нет, во Львове уже присутствовало объединение мусульман Львова, организовали его 20 лет назад представители казанско-татарской общины, которые проживают тут. Но за все это время, к сожалению, казанские татары сильно ассимилировались в местном обществе, и никакой работы не проводилось, и на собрании было принято решение «внести новую кровь», и меня выбрали главой местной общины. Мы также решили сотрудничать с мусульманами других национальностей.

QHA: Вы сказали, что открытие центра было 16 мая, что центр успел сделать со времени своего открытия?

Э. Абкелямов: Ну, самые первые и пока самые большие мероприятия это, наверное, ифтары во время поста в месяц Рамадан.

QHA: Расскажите подробнее.

Э. Абкелямов: Во время священного для мусульман месяца Рамадан проводились совместные ифтары (обряд разговения в пост), намазы, а также праздник для местных мусульман в день окончания поста, и отдельный праздник для детей, на который, стоит отметить, пришли многие представители местной украинской общины.

QHA: Какие планы имеет и какие еще мероприятия планирует проводить центр?

Э. Абкелямов: В планах у нас сейчас, в первую очередь, сделать центр популярным среди крымских татар, чтобы они знали, что можно обратиться сюда с любой проблемой и получить помощь, а также рассказать об этом центре львовянам, дабы популяризировать крымскотатарскую культуру.

Также у нас есть несколько глобальных основных целей, которые мы хотим реализовывать. Это, в первую очередь, популяризация крымскотатарского языка среди местных крымских татар, чтобы сохранить язык вдали от родины, также популяризация крымскотатарской культуры и получение знаний о религии, так как сложно не ассимилироваться, когда народ находится не в своем естественном окружении, давать крымским татарам знания о своем народе, чтобы они могли презентовать его другим национальностям. В конце сентября мы планируем запустить курсы по изучению крымскотатарского языка, и курсы по изучению религии и чтению Корана. Для этого мы уже договорились со специалистами в этих областях.

QHA: А как будет проводиться деятельность не для представителей крымскотатарского народа и представителей других религий?

Э. Абкелямов: Мы планируем издавать печатные материалы, чтобы люди знали, чем занимается этот центр, так как основной принцип работы центра – это прозрачность и доступность как для мусульман, крымских татар, так и для представителей местной общины. Мы открыты для всех, для диалога, мы готовы участвовать в различных мероприятиях других организаций.

Осенью мы планируем провести ещё одно собрание с привлечением местных жителей, лидеров общественного мнения, чтобы еще раз определить, как работать так, чтобы атмосфера межкультурного диалога была наиболее благоприятной. Также мы надеемся на скорейшее освобождение и возвращение Крыма, и даже по возвращении в Крым хотим оставить после себя хорошее впечатление, знания о нашем народе. Для единства политической нации это будет очень полезно.

QHA: Сотрудничает ли культурный центр крымских татар с международными организациями?

Э. Абкелямов: Безусловно. Мы сотрудничаем с Управлением по делам религии Турецкой республики, Международной организацией «Хасене», с крымскотатарскими дернеками в Турции, с представителями крымскотатарских диаспор по всему миру. И надеемся, что наше сотрудничество будет плодотворным не только для крымских татар, но и для всего украинского государства.

Беседовал Эскендер Ганиев

QHA