КИЕВ (QHA) -

Любые действия или акты неукраинских органов власти в Крыму являются недействительными и не создают правовых последствий, в том числе это касается решений российских властей различного уровня о списании долгов крымчан перед украинскими банками. Таким образом заместитель директора по правовым вопросам ООО «Инвест кредит капитал» Павел Кириченко прокомментировал агентству QHA одобренный российской Госдумой закон, предусматривающий возможность для крымских оккупационных властей списывать задолженность крымчан перед банками Украины.

Павел Кириченко напомнил, что необходимо руководствоваться украинским законодательством, определяющим Крым как украинскую территорию, временно оккупированную Россией. Так, 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Этот закон определил статус территории Украины, временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, установил особый правовой режим на этой территории, определил особенности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях этого режима, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц (ст. 2 закона).

Эксперт «Инвест кредит капитал» обращает внимание на то, что в законе указано: любые органы, их должностные и служебные лица и их деятельность на временно оккупированной территории считаются незаконными, если эти органы или лица созданы, избраны или назначены в порядке, не предусмотренном данным законом Украины (часть 2, 3 статьи 9). Любой акт (решение, документ), выданный органами и/или лицами, определенными во второй части настоящей статьи, является недействительным и не создает правовых последствий.

— Значит, правосознательные граждане Украины должны исходить из того, что с начала оккупации Крыма (20 февраля 2014 года) любые действия и акты неукраинских органов власти в Крыму являются недействительными и не создают правовых последствий. Из этого следует, что для украинских банков не произошло никакого списания долгов. Они по-прежнему должны выполнить свои обязательства перед украинскими юридическими лицами. Таким образом, комментировать заведомо противоправные акты государства-оккупанта с правовой точки зрения неуместно.

В то же время Павел Кириченко отмечает, что замораживание отношений /с оккупированной территорией/ украинской властью не смогло остановить бурных изменений в жизни крымчан. Фактически с 2014 года незаконная власть Крыма ввела мораторий на взыскание долгов перед украинскими банками, однако такая ситуация не могла продолжаться долго — был определен порядок взыскания долгов с участием органов власти. В это же время была экспроприирована собственность украинских банков в Крыму, а вкладчикам — жителям оккупированного Крыма — возвращены их вклады в украинских банках.

— Таким образом, в Крыму началась реальная работа по взысканию долгов, которая стала будоражить народ. Именно исходя из этого был принят этот популистский закон на федеральном уровне России.

Стоит заметить, что окончательное решение о сумме списания, отсрочке или рассрочке долгов, порядке осуществления таких процессов будет приниматься на основании закона, которые еще только должен быть принят на уровне Крыма. Последствия таких процессов со стороны Украины следует рассматривать, исходя из вышеуказанного закона Украины о статусе Крыма, то есть как такие, которые не имеют правовых последствий с точки зрения украинского законодательства, заключает эксперт.

Как сообщалось, 19 июля т.г. Госдума РФ приняла закон, который дает возможность урегулировать долги крымчан без личного общения с кредитором, через Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ). Действие закона распространяется на задолженность физических лиц и индивидуальных предпринимателей перед банками, по которым Нацбанк Украины принял решение о прекращении их деятельности на территории Крыма и Севастополя. Закон устанавливает, что лица, имеющие право на взыскание задолженности, при наличии спора с должником обязаны обратиться в фонд с заявлением об урегулировании разногласий.

Согласно закону РФ, Фонд защиты вкладчиков перейдет в распоряжение пророссийской оккупационной власти Крыма. Требовать погашения долга могут только аккредитованные при Фонде защиты вкладчиков российские компании, которые приобрели долги у украинских банков. На данный момент в ФЗВ аккредитовано четыре компании, которые скупили боле 1 млрд руб. долгов крымчан перед украинскими банками.

По данным российской газеты «Коммерсант», разработаны проекты региональных нормативных актов, согласно которым долги в 5 млн рублей (около 2 млн грн) будут списаны всем, а более крупные суммы будут «прощаться» в ручном режиме с учетом «личных обстоятельств» граждан или погашаться на очень выгодных условиях.

ФОТО: интернет

QHA