ОДЕССА (QHA) -

В четверг, 9 февраля в конференц-зале гостиницы «Черное море», в морской столице Украины - в Одессе, состоялась презентация Украинской национальной платформы морских профсоюзов, созданной благодаря усилиям нескольких профсоюзных организаций.

Соответствующее соглашение подписали сразу три профессиональные объединения моряков: Украинский независимый морской профсоюз, Федерация морских профессиональных союзов Украины и Федерация профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины.

Представители объединившихся в платформу профсоюзов - Борис Бабин, Максим Слюсаревский и Олег Чечельницкий представили присутствующим на объединительном собрании коллегам согласованную версию модели коллективного договора с судовладельцами, соответствующую требованиям Конвенции о труде в морском судоходстве и стандартам оплаты труда моряков, рекомендованным Международной организацией труда.

Также профсоюзные лидеры и активисты обсудили с приглашенными на мероприятие представителями органов власти, субъектов хозяйствования, СМИ и общественности ту негативную ситуацию, которая десятилетиями складывалась в сфере трудоустройства украинских моряков на глобальном рынке морских перевозок.

Каждый из профсоюзных лидеров на общем мерприятии сидел под эмблемой своего профсоюзного объединения

Профсоюзами было обнародовано обращение о неисполнении отдельными органами власти Плана законодательного обеспечения реформ в Украине, утвержденного Верховной Радой Украины, в части затягивания присоединения Украины к Конвенции о труде в морском судоходстве, которое должно было состояться с 1 января 2017 г.

Комментарий QHA к событию

В советские времена, как известно, когда «профсоюзы были школой коммунизма», идущей в фарватере политики КПСС, все трудящиеся, где бы не лежала их трудовая книжка, входили в единый ВЦСПС, хотя, конечно, входили в свои собственные отраслевые ответвления. С 90-х годов прошлого века отсутствие монополии на профессиональные объединения дало больше простора и инициативы отраслевикам, но иногда это одновременно мешало формально конкурирующим организациям в координации действий для отстаивании общих интересов трудящихся.

Но, как видим, не в данном случае. Что же послужило причиной трем морским профсоюзам Украины объединить свои усилия, сохраняя свою независимость, не растворяясь организационно, и тем не менее выступить с общей платформой? Об этом нашему изданию эксклюзивно из Одессы рассказывает наш постоянный автор, представитель  Украинского независимого морского профсоюза Борис Бабин:

- Чтобы читателям QHA было понятно, в чем суть нашей консолидированной позиции, сперва небольшое разъяснение. 18 января вступили в силу новые поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Теперь судовладельцы обязаны будут подтверждать финансовое обеспечение обязательств по выплате компенсаций в случае смерти моряка или утраты трудоспособности.

MLC 2006, принятая на 94-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (ILO) в Женеве в 2006 году, объединяет нормы существующих конвенций и рекомендаций о труде в сфере морского судоходства. Поправки к Конвенции были приняты в 2014 году по инициативе ILO. Это результат почти десятилетних дискуссий и труда совместной рабочей группы, в которую вошли специалисты юридического комитета Международной морской организации (IMO) и руководители ILO. Поправки разрабатывались с целью улучшения условий труда моряков и повышения гарантий защиты их прав.

Согласно вступившим в силу поправкам, судовладелец обязан будет гарантировать, что моряку, пострадавшему от несчастного случая, выплатят компенсацию. Это может быть либо страховая выплата от частной компании или государства, либо банковская гарантия. С принятием поправок также останется в прошлом такое понятие, как «брошенные моряки», поскольку новые правила регулируют механизм оплаты репатриации моряков в случае проблем с судном

Из-за того, что Украина до сих пор не ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве (MLC, 2006), позиции граждан Украины на мировом рынке труда моряков усложняются изо дня в день. Иностранные судовладельцы заинтересованы в комплектации экипажей гражданами государств-участников MLC, 2006. Также в условиях экономического кризиса многие судовладельцы не в состоянии набирать рядовой состав с минимальной заработной платой на уровне $1800. Поэтому судовладельцы нанимают моряков в Индии, Китае, Филиппинах, Индонезии и других странах за $1100. В результате целая категория наших моряков теряет рабочие места, а именно молодые специалисты без опыта работы, пожилые опытные моряки, которые хотят и могут ходить в море, а также будущие офицеры, которым нужен стаж.

Долгое время эти вопросы беспокоили украинские профсоюзные организации. Поэтому большинство крупных украинских морских профсоюзов решили объединиться и найти решение этой проблемы — новый национальный коллективный договор, защищающий рабочие места украинских моряков с минимальной закрепленной заработной платой на уровне Международной организации труда ($1085).

Мы хотим повысить конкурентоспособность украинских моряков на международном рынке труда, особенно молодых или попавших в затруднительную ситуацию. Особо отметим, что данный коллдоговор никак не ограничивает возможность получить более высокооплачиваемые рабочие места для первоклассных специалистов, имеющих подходящий опыт работы и хорошо владеющих английским языком.

Александр Воронин

ФОТО: из архива Б.Бабина, интернет

QHA