КИЕВ (QHA) -

Вчера Верховная Рада Украины проголосовала за кандидатуру депутата от фракции «Народный фронт» Людмилы Денисовой на должность уполномоченного по правам человека. До этого в стране больше года не могли выбрать нового омбудсмена – формально Валерия Лутковская должна была покинуть пост в середине 2017 года – хотя международные партнеры неоднократно требовали этого. Накануне голосования парламента украинские правозащитники провели акцию с требованием не политизировать должность омбудсмена и призвали всех трех кандидатов отказаться от возможности быть избранными.

QHA рассказывает, что именно не нравится правозащитникам в процедуре избрания омбудсмена в Украине, и почему назначение Денисовой может негативно сказаться на международном имидже страны.

Тайное-нетайное голосование

Официально срок пребывания Валерии Лутковской в должности уполномоченного по правам человека Верховной Рады Украины истек 27 апреля 2017 года. Процесс выборов омбудсмена стартовал в мае и действующим законодательством на него предусмотрено 20 дней. Тогда в парламент подали три кандидатуры: Андрея Мамалыгу от фракции «Радикальная партия», Людмилу Денисову от «Народного фронта» и Сергея Алексеева от БПП.

- До 6 июня голосование так и не произошло, и мы призвали перезапустить процесс. Начать прозрачный конкурс, куда бы могли подать свои кандидатуры люди, связанные с правами человека. Но несмотря на это, Верховная Рада проигнорировала наши предложения, - рассказывает глава правления Центра информации про правам человека и одна из организаторов акции против политизации должности омбудсмена Татьяна Печончик.

Все, что дальше происходило с выборами нового омбудсмена, было прямым нарушением действующих законов, согласно которым голосование должно быть тайным, чтобы избежать давления на депутатов.

- С одной стороны, эта процедура дает депутатам возможность проголосовать независимо. С другой стороны, тайное голосование не позволяет фракциям следить за тем, кто и за кого отдал свой голос, - отмечает Печончик.

На протяжении прошлого года законодательство, которое бы позволило выбрать омбудсмена открытым голосованием, все-таки изменили. В июле, когда изменения в закон о регламенте обсуждали в Верховной Раде, депутаты говорили, что его надо оставить в прежнем виде. На следующий день, когда правозащитники увидели текст уже принятого закона, эта норма была изменена с тайной на открытую.  

Новые вызовы

Если до голосования Верховной Рады по вопросу омбудсмена украинские правозащитники без особой уверенности говорили о том, что с утверждением в должности одного из трех кандидатов у них прибавится работы, то сегодня они не скрывают, что ближайшие пять лет будут непростыми.

Новый украинский омбудсмен Людмила Денисова 

По их словам, эффективность офиса уполномоченного напрямую зависит от команды, которая при Лутковской завоевала доверие большинства организаций.

- Мы видели сообщения о том, что те, кто были на руководящих должностях в офисе, уже написали заявления на увольнение. Сейчас важно сохранить ту наследственность в работе уполномоченного, ведь запущенные процессы очень важны, - отмечает глава Украинской Хельсинкской группы по правам человека Александр Павличенко.

В Украине омбудсмен задействован в процессе освобождения осужденных на неподконтрольных территориях, Минских переговорах и многих жизненно важных для страны изменениях. При этом работу уже бывшего омбудсмена правозащитники оценивают очень высоко и не скрывают, что не хотят нарушить тот диалог, который есть.

За все годы существования должности омбудсмена в Украине правозащитники пристально следили за его работой и публиковали ежегодные отчеты.

- Начиная с конца 90-х мы мониторили работу омбудсмена по разным направлениям и лишь в последние два-три года перестали делать это. Думаю, что сейчас актуально поставить вопрос о возобновлении этой деятельности, - подчеркивает Павличенко.

Но главной оценкой работы омбудсмена будет проверка международных партнеров, которые решат, оставлять ли статус украинского уполномоченного таким, какой он есть сегодня.  

- Сегодня у нашего омбудсмена статус «А» - самый высокий – который гарантирует независимость офиса и возможность его работы для международных партнеров. В 2019 году этот статус будут пересматривать, - отмечает Татьяна Печончик.

Существующий статус не только позволяет украинскому омбудсмену беспрепятственно выступать на международных площадках – заседаниях Совета ООН по правам человека, но и самое главное - быть услышанным.

- Нам важно иметь сильного игрока в условиях военного конфликта и не показать, что в вопросах защиты прав человека, мы сами играем в недопустимые игры. Мы можем потерять имидж, который есть сегодня, - утверждает глава УГСПЛ.

Получили то, что получили

Закон, касающийся омбудсмена, был принят в Украине еще в 1996 году, но уже тогда, по словам Александра Павличенко, с ним не все было хорошо. В его текст был внесен возрастной ценз, чтобы исключить из конкурса «ненужных» кандидатов. Фактически то же самое произошло и сейчас, когда процедуру выбора омбудсмена меняли уже после оглашения списка кандидатов.

Акция против политизации должности омбудсмена под Верховной Радой 

Не лучше обстояли дела с выборами омбудсмена и во времена Януковича.

- Тогда в парламент была внесена кандидатура харьковского правозащитника Евгения Захарова, а оппозиция настаивала на Екатерине Левченко, которая возглавляла организацию «Ластрада», - отмечает Татьяна Печончик.

Нынешнее голосование за омбудсмена правозащитники называют фарсом, ведь оно напрямую показывает уровень уважения парламентариев к правам человека в Украине.

- Революция достоинства была, по своей сути, правозащитной, ведь люди вышли на протест после избиения студентов силовиками. К сожалению, за это время в стране не произошло качественного перезапуска политики в плане прав человека. Депутаты ради узких политических интересов пренебрегают своим имиджем во всем мире, ведь о прозрачной процедуре назначения омбудсмена Украину просили международные партнеры. По сути весь силовой блок в стране сегодня заключен на одной партии, которая «замкнула» его человеком, который должен был критически оценивать действия власти, - отмечает правозащитница.

Голосование за политизированного кандидата на должность омбудсмена может негативно сказаться и на депутатах, которые после выборов 2019 года могут оказаться в оппозиции, а значит могут подвергнуться преследованиям.

- Они оказались недальновидными, - подытоживает Печончик.  

Назначение нового омбудсмена прошло с явными нарушениями, но считать уполномоченного нелегитимным нельзя. Из-за этого правозащитники не исключают, что могут появиться судебные иски по обжалованию данного решения.

Несмотря на то, что вопрос с выбором уполномоченного не обсуждался широко в украинском обществе, за помощью к омбудсмену в 2017 году обратилось рекордное количество украинцев. Будет ли эффективность нового офиса уполномоченного подтверждена не только цифрами, но и реальными действиями, пока не известно.

QHA