КИЕВ (QHA) -

8 марта в мире отмечают Международный женский день. Исторически он появился, как день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию, но в связи с декоммунизацией в Украине эта дата стала больше ассоциироваться с пережитками СССР и теперь лишь немногие вспоминают, что только в прошлом веке женщины начали добиваться соблюдения равных с мужчинами прав. Несмотря на заявления некоторых политиков и деятелей о том, что сегодня равноправие стало реальностью, борьба не прекратилась и до сих пор. Миллионы людей в мире сталкиваются с предвзятым мнением из-за своего пола. Особенно актуальным движение за женские права стало в последние годы, когда благодаря материалам медиа о проблемах сексуальных домогательств и сексизме, о реальном положении дел узнает все больше людей.

Журналист QHA поговорил с историком Андреем Иванцом, который рассказал об особенностях движения за женские права на полуострове в начале XX века и том, как феминизм воспринимали в Крыму сто лет назад.   

В начале XX века положение мусульманских женщин в Крыму было сложным. Они жили в патриархальном сообществе, во многом опиравшемся на предрассудки и устаревшие взгляды, и большинство из них вынуждены были вести замкнутый образ
жизни. Они преимущественно находились в семейном кругу, занимались домашними заботами и почти не имели возможности общаться с посторонними, получать высшее образование и заниматься политикой. Но несмотря на это, Крым в те годы стал одним из центров феминистского движения в Российской империи.

- Именно крымскотатарские деятели уделяли внимание эмансипации женщины. Эту традицию заложил Исмаил Гаспринский, которые в своей газете «Терджиман» постоянно писал об образовании женщин, предоставлении равных прав, которые были заложены в Исламе, но исторические трактовались не совсем правильно, - отмечает историк.

В 1905 году Исмаилу Гаспринскому удалось основать первый в мусульманском мире женский журнал «Женский мир» главным редактором в котором стала его дочь и видный деятель движения за эмансипацию Шефика Гаспринская.

- Журнал распространялся не только в Крыму, но и в других мусульманских регионах Российской империи, а, возможно, и в других странах. Историки предполагают, что журнал имел свою аудиторию - не очень многочисленную - среди интеллектуальной элиты, которая знакомилась с проблемами женщин и идеями феминизма через издание, - рассказывает Иванец.

Активно движение за женские права в Крыму начало заявлять о себе тогда, когда крымские татары стали превращаться из этнической группы в модерную национальную. Неотъемлемой частью этих изменений стали женщины.

- В апреле 1917 года в Бахчисарае был создан первый женский мусульманский комитет во главе с дочерью Исмаила Гаспринского Шефикой Гаспринской. Подобные комитеты начинают формироваться и в других городах Крыма. Особую роль в этих процессах играл созданый в конце апреля комитет в Симферополе, который координировал деятельность женских мусульманских структур в разных регионах Крыма, - подчеркивает историк.

До августа 1917 года в Крыму продолжалась организация женского движения и в это время крымчанки принимали участие во всероссийских съездах мусульман наравне с мужчинами. В том же августе 1917 года в Крыму был создан Крымский областной
женский комитет во главе с Ильхамие Тохтар и ее заместительницей - дочкой Гаспринского.

- Также очень серьезное внимание женскому вопросу уделял Временный крымский мусульманский исполнительный комитет, который до созыва Курултая руководил органами национального самоуправления на полуострове. При этом первый демократически избранный муфтий Номан Челебиджихан лично способствовал развертыванию женского движения на полуострове и предоставлению равных прав во всех сферах жизни, включая религиозную, - рассказывает Иванец.

Одним из решений, которое историки приписывают возглавляемому Челебиджиханом Крымскому мусульманскому исполкому, стало снятие чадры с мусульманок в Крыму. При этом стоит отметить, что ношение последней на полуострове не было распространено повсеместно.

Одной из наиболее сложных проблем в Крыму начала XX века было образование крымских татар, ведь из-за политики имперской России национальные меньшинства зачастую оставались малообразованными.  

- Весной 1917 года в Крыму начали проводить обучение крымскотатарских учителей. Интересно, что совместно их проводили как для мужчин, так и для женщин. На тот момент это был еще один шаг к уравниванию прав между мужчинами и женщинами и воспринимался он как новаторский. Собственно говоря, таким он и был, - отмечает Иванец.

В те годы мусульманкам надо было отстаивать право на полноценное образование, ведь в религиозных учебных заведениях женщин учили как правило лишь читать Коран, а на уроки письма отправляли только мужчин.

Активистки и лидеры женского движения в Крыму Зейнеб Амирхан, Ильхамие Тохтарова и Шефика Гаспринская

Муфтий и мусульманский исполнительный комитет в Крыму также занимались предоставлением женщинам равных с мужчинами прав во время проведения религиозных обрядов. Так, во время Рамадана в 1917 году женщинам предоставили право посещать намазы вместе с мужчинами.

Воспринимали феминистское движение в Крыму не однозначно: с одной стороны, национальные структуры поддерживали женщин материально и даже предоставили помещения и финансовую помощь Крымскому областному женскому мусульманскому комитету в 1917 году, с другой стороны, часть традиционного мусульманского общества не понимала, как можно было дать женщинам «не свойственные им права».

- Это был один из моментов, который использовали противники органов национального самоуправления в Крыму. Консерваторы и реакционеры используя женский вопрос стремились подорвать авторитет лидеров крымскотатарского движения. Однако и мусульманские активистки не остались в стороне от этой борьбы. В сентябре 1917 года в Бахчисарае проводили съезд улемов - ученых мусульман - который объединял консерваторов. Проводили его без разрешения муфтия, а потому молодежные организации крымских татар не допустили его проведения. Вместе с ними, скорее всего, были и мусульманские женщины,  -рассказывает историк.

Несмотря на то, что женское движение в Крыму сталкивалось с трудностями, изменения, произошедшие в начале XX века, стали движущей силой для начала предоставления женщинам гражданский прав и свобод, которые сегодня мы
воспринимаем как должное.

QHA