СИМФЕРОПОЛЬ/АКМЕСДЖИТ (QHA) -

Практически во всех школах Крыма наблюдается неравномерное распределение часов на изучение государственных языков республики. Тогда как русскому языку уделяется 5, а при шестидневной системе обучения – 6 часов в неделю (то есть каждый день в расписании - урок русского языка), крымскотатарский и украинский языки в абсолютном большинстве школ находятся в остаточном положении – преподаются как факультатив или вообще не преподаются!

В исключительных случаях крымскотатарский и украинский языки входят в учебный план школ, и то в расписании на изучение языка выделяется час, максимум два часа, что противоречит Федеральному Закону РФ "Об образовании", согласно которому в школах с русским языком обучения на изучение родного языка должно выделяться 3 часа в неделю.

Как отметила доцент кафедры крымскотатарского языкознания ТНУ им. Вернадского, экс-заместитель министра образования и науки Крыма Лемара Селендили, «директора школ, пользуясь тем, что родители не знакомы с Федеральным Законом РФ "Об образовании" бесцеремонно выбирают 1-ый вариант Учебного плана для школ с русским языком обучения без изучения родного (крымскотатарского) языка».

- Этот вариант учебного плана рекомендуется для этнических русских школ! В Крыму таких школ нет, так как в каждой школе с русским языком обучения учатся дети крымских татар и дети других национальностей, поэтому русскоязычные школы Крыма обязаны обучать детей по 2-ому варианту Учебного плана, в котором заложено обязательное изучение крымскотатарского языка в начальных классах (3 часа в неделю) и изучение крымскотатарского языка и литературы как региональный компонент в форме предмета с 5 по 9 классы! Крымскотатарские школы и классы с крымскотатарским языком обучения (на базе русскоязычных школ ) выбирают 3-ий вариант Учебного плана, разработанного для учебных заведений с крымскотатарским языком обучения, - отметила Селендили.

Как выяснилось, рекомендацию использовать именно этот вариант учебного плана школам Крыма дает КРИППО (Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования).

Селендили призвала родителей учеников писать заявления на изучение крымскотатарского языка и литературы как регионального компонента в форме предмета.

- Требуйте выполнения ваших конституционных прав, закон на нашей стороне: Ст.10 Конституции Республики Крым; ст.14 - Язык образования (право на обучение на родном языке и его изучения) Федерального Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. за № 273, - сообщила она.

Однако, к сожалению, заявления родителей зачастую не могут повлиять на ситуацию – директора большинства школ не вносят в учебную программу предмет «крымскотатарский язык» и «украинский язык». Эти предметы они ставят как «внеурочную деятельность», после уроков.

Такая ситуация сложилась, в частности, в школе № 2 поселка Первомайское/Джурчи (Первомайский район).

Родители девяти крымскотатарских детей, учащихся в одном из классов начальной школы, написали заявления на изучение крымскотатарского языка как предмета. А для обязательного изучения языка достаточно, чтобы в группе набралось 8 человек. Однако это не повлияло на решение администрации школы.

- Мы работаем по учебному плану для общеобразовательных организаций Республики Крым с русским языком обучения. Мы взяли эти часы из внеурочной деятельности, в основном плане нет часов на крымскотатарский язык, - рассказала информагентству QHA директор Первомайской общеобразовательной школы №2 Ольга Остапенко. - Так же у нас изучается украинский язык. Если в средней школе есть региональный компонент, мы его брали опять же по заявлениям, и эти часы есть в расписании, то здесь (в начальной школе, - ред.) мы увидели возможность того, чтобы дети изучали украинский и крымскотатарский языки именно из часов внеурочной деятельности.

Как объяснила директор школы, внеурочная деятельность предполагает, что дети после основной своей нагрузки, отдохнув 45 минут, идут на дополнительные занятия. Это – по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их дети изучали родной язык. На изучение украинского и крымскотатарского языков в этой школе выделяется по 2 часа, вместо законных трех.

Кроме того, директор Первомайской школы обосновывает свои действия в отношении преподавания двух государственных языков тем, что «у нас еще нет закона об образовании Республики Крым».

Как сообщила информагентству QHA учитель крымскотатарского языка Первомайской школы № 2 Ульвие Зейтуллаева, учителя обращались и в районный отдел образования, и в методкабинет, был ответ, что язык может преподаваться только в формате «внеурочной деятельности» - как факультатив, народоведение, кружок.

Она отметила, что в других начальных классах школы, где обучаются по 5-6 крымскотатарских ребят, несмотря на заявления родителей, на изучения родного языка не выделили даже 1 часа из «внеурочной деятельности».

Та же ситуация – в 7 школе Симферополя, где в расписании четвертого класса – 6 часов русского языка в неделю, а на крымскотатарский и украинский языки еще не выделен даже факультатив. Та же ситуация и в других школах Крыма, за исключением национальных школ (в Крыму 16 крымскотатарских национальных школ).

Информагентство QHA обратилось за комментариями по данной ситуации к заместителю министра образования, науки и молодежи Крыма Владимиру Буякевичу.

Чиновник дал общий, формальный ответ, заявив, что изучения языка как предмета зависит от желания родителей.

- Если есть востребованность родителей, то, соответственно, администрация школы должна принимать решение, позволяющее удовлетворить все потребности, в том числе, изучения государственных языков, - отметил он.

Буякевич добавил, что если администрация школ не предпринимает адекватных действий, то «есть органы, которые управляют школой, и если директор школы не слышит родителей, то есть – если речь идет о симферопольской школе – городское управление образования (Толстого, 15). Если там родителей не слышат, у нас много идет обращений, в том числе в наше министерство, и мы работаем по каждому отдельному обращению».

Добились мы ответа и от крымских руководителей – и.о. Главы Республики Крым Сергея Аксенова, спикера Госсовета Крыма Владимира Константинова.

По словам Аксенова, министр образования, науки и молодежи Крыма Наталья Гончарова до 1 ноября должна представить реальную программу действий в части функционирования в крымских учебных заведениях трех языков.

- Мало того, для этого нужно подготовить специальное методическое обеспечение под каждый процесс. У нас даже на этапе формирования определенных позиций, с точки зрения перевода на крымскотатарский у разных людей разное мнение. Как только собираются специалисты по крымскотатарскому языку - мне министр образования докладывал - у всех разные позиции – как должны переводиться, какая должна быть трактовка и так далее. Нюансов масса, никто этого никогда не делал. Еще учебный план – это мало того, что нужно внести изменения, подготовить соответствующие учебники, чего тоже никогда не делали. Поэтому в данном случае происходит процесс изучения, - отметил Аксенов.

Он добавил, что еще будет рассматриваться, в какой форме будет преподавание языков - с точки зрения факультативного изучения, с точки зрения специализированных классов.

– Этот вопрос – один из самых сложных, как это сделать правильно, корректно и учесть интересы всех национальностей, поэтому мы думаем. Буквально у нас осталось месяца полтора,1 ноября – конечный срок, когда такая программа будет презентована. Это будет обсуждаться на открытых площадках, на коллегии министерства образования, в комиссиях Госсовета, - заключил и. о. Главы Республики Крым.

Мавиле Абкеримова

QHA