КИЕВ (QHA) -

Утверждение Лилии Гриневич на должность министра образования и науки ни для кого не стало неожиданностью. Общественность возлагает на нее большие надежды – Гриневич не понаслышке знает о проблемах образования в Украине. Поэтому сразу же после назначения нового министра в МОН заявили о трех главных принципах работы в 2016-2017 годах.

О каких именно приоритетах идет речь, министр образования и науки Украины Лилия Гриневич эксклюзивно рассказала в интервью специально для информагентства QHA.

- Лилия Михайловна, какие направления в работе ведомства будут актуальными в 2016-2017 годах?

- Дерегуляция, дебюрократизация и демонополизация это те три кита, на которых сегодня базируется работа Министерства образования и науки Украины. Эти принципы заложены в программе правительства на 2016 год, и кое-что уже реализовано.

Так, в дошкольном образовании 24 мая вступил в силу новый санитарный регламент для дошкольных учебных заведений. Он значительно облегчает работу существующих государственных детсадов и позволит создавать и развивать частные дошкольные учреждения. Это должно разгрузить государственные садики, уменьшить очереди, улучшить доступ детей к дошкольному образованию.

Сейчас Минобразования работает над новым санитарным регламентом для средних школ – там также есть множество устаревших неоправданных норм, которые мы стремимся изменить.

Что касается средней школы, идет разработка концепции новой украинской школы, которая должна изменить подходы к организации образования. Образование будет ориентироваться на получение учащимися компетенций и умения применять полученные знания, а не на запоминание и воспроизведение информации. Концепция должна стать основой для нового закона об общем среднем образовании. Но только когда новые стандарты и подходы будут апробированы и получат поддержку в обществе, начнется их постепенное внедрение  по нашим расчетам, с 2018 года.

Отрасль профессионально-технического образования требует немедленного реформирования. К сожалению, в бюджете на 2016 год было заложено непродуманное решение о полной передаче финансирования профессионально-технических учебных заведений (ПТУ) на местный уровень. Сейчас мы работаем над тем, чтобы исправить эту ситуацию в бюджете на 2017 год. Финансирование профтехобразования имеет несколько составляющих. Получение учащимися ПТУ общего среднего образования должно финансироваться из государственной образовательной субвенции. А получение профессионального образования – из трех источников: профессии общенационального значения – из государственного бюджета, региональный заказ из областных и местных бюджетов, заказ бизнеса из средств крупных предприятий и корпораций, с которыми правительство сейчас ведет переговоры и налаживает сотрудничество.

В высшем образовании делаем акцент на усиление автономии вузов путем предоставления им права самостоятельно выбирать учебные программы и дисциплины в рамках тех универсальных стандартов, которые будут разработаны МОН с участием экспертов и работодателей. Вузы могут открывать собственные счета, получать кредиты, распоряжаться имуществом и землей. Они могут учреждать научные парки и предприятия, занимающиеся наукой или инновациями.

В ближайшее время начнет работу Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Это независимый орган, который должен убрать все коррупционные схемы в области высшего образования и исключить возможность их создания в будущем. Очень важно, чтобы агентство вело системную борьбу с плагиатом и недобросовестным использованием информации в научных исследованиях.

- Каким образом будут сдавать ВНО выпускники крымских учебных заведений, которые не смогли или не успели попасть в первую волну?

- Основной период регистрации на ВНО длился с 1 февраля по 4 марта 2016 года. Для лиц, проживающих на временно оккупированной территории, была возможность зарегистрироваться в дополнительный период, с 19 марта по 20 мая, для участия в дополнительной сессии внешнего независимого оценивания.

Для выпускников 2016 года, которые проживают в Автономной Республике Крым или переселились на материковую Украину и были зарегистрированы для участия во внешнем независимом оценивании, но не смогли пройти тестирование по соответствующим учебным предметам во время основной и дополнительной сессий, организованная повторная дополнительная сессия со 2 по 9 июля 2016 года в городах Днепр, Киев, Харьков и Херсон. Повторная дополнительная сессия будет проводиться по украинскому языку и литературе, математике, истории Украины, русскому, испанскому, английскому, немецкому, французскому языкам, биологии и физике.

Для участия в повторной дополнительной сессии внешнего независимого оценивания до 21 июня выпускники из Крыма и Севастополя имели возможность обратиться в Херсонский региональный центр оценивания качества образования с соответствующим заявлением в бумажном или электронном виде. В документе необходимо было заявить о своем желании пройти тестирование при повторной дополнительной сессии, а также выбрать город: Днепр, Киев, Харьков или Херсон.

На сайте Украинского центра оценивания качества образования 25 июня был обнародован график проведения повторной дополнительной сессии. До 29 июня на информационных страницах участников будут размещены приглашения-пропуски для участия в повторной дополнительной сессии.

Вся эта информация с пошаговой инструкцией, как пройти ВНО выпускникам из Крыма и Донбасса, есть на сайте Министерства образования и науки Украины в соответствующем разделе.

- Тесты по украинскому языку и истории Украины являются обязательными. Не повлияет ли вынужденная отрезанность крымских школьников от обучения по данным дисциплинам на результаты ВНО? Предусмотрены ли привилегии для этих граждан по сравнению с выпускниками с материковой Украины, прошедшими полноценный курс обучения?

- С 1 июня начался бесплатный интенсивный онлайн-курс для школьников из Крыма и Донбасса по подготовке к ВНО и ГИА по так называемому украиноведческому компоненту. Этот курс включает в себя онлайн-уроки по украинскому языку, литературе и истории Украины. Уроки можно найти на YouTube-канале Фонда «Открытая политика».

Кроме того, для абитуриентов из Крыма организована работа специальных образовательных центров «Крым – Украина», в которых им могут оказать помощь с оформлением документов и организацией вступительной кампании. Например, выпускники могут быть аттестованы по тем предметам, которые они изучали в крымской школе: по математике или физике. Более того, уже после поступления в университеты студенты из Крыма смогут сдать все экзамены и получить школьный аттестат украинского образца.

Отметим, что перечисленные запланированные преобразования достаточно революционны для Украины, однако это хороший толчок для развития страны. Надеемся, что реформы не остановятся с приходом нового правительства, а намеченный курс изменений будет продолжен новым министром образования.

ФОТО: интернет

QHA