КИЕВ (QHA) -

На круглом столе «Проблемы и перспективы высшего образования в Украине. Образование будущего» обсуждались проблемы качества образования в украинских вузах, а также нежелание руководства и некоторых преподавателей участвовать в реформировании этой сферы.

Более того, большинство преподавательского состава и студентов интересуются только повышением зарплаты или стипендией. А именно качественные изменения в сфере образования, к сожалению, меньше интересуют людей, которые сами задействованы в образовательной системе. Об этом подробно рассказала вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун, сообщает корреспондент QHA.

- Готов ли на сегодня ректорский корпус к изменениям? Если бы электронное декларирование касалось ректоров университетов, то их готовность к изменениям или хотя бы готовность привлекаться к публичной дискуссии об изменениях была бы выше. Подавляющее большинство ректорского корпуса занимает должность по 20-30 лет, а в некоторых случаях по 40. И они тесно включены в систему связей выстроенной иерархии отношений в образовательной системе. И очевидно их заинтересованность в изменениях носит очень поступательный и осторожный характер. В худшем случае они являются агентами, которые пропагандируют статус-кво, который является выгодным для них. И здесь присутствует элемент персональной выгоды для себя. Здесь также есть недостаток стратегического обсуждения, куда нужно двигаться, - отметила она.

По словам Инны Совсун, качество высшего образования - это то, что происходит в аудитории между преподавателями и студентами. Именно поэтому необходимы изменения в подходе преподавания, но для этого следует мотивировать преподавателей. И здесь мы, к сожалению, снова видим, что преподавательский корпус в большей степени занимает выжидательную позицию или же реакционную позицию сохранения статуса-кво. 

Также она нарушила важную тему о плагиате в работах студентов, которых часто покрывают сами преподаватели. Сами же преподаватели не готовы признавать, что у них на кафедрах не борются с плагиатом.

- Он осуществляется самими преподавателями, поддерживается администрациями, он пропагандируется и поощряется среди студентов. И сами преподаватели не готовы говорить о проблемах плагиата на своих кафедрах. Социологическая ассоциация Украины проводила фокус-группы по украинским университетам, где опрашивали преподавателей и студентов по реформированию высшего образования в Украине. И, что интересно, когда преподаватели говорят о том, какие есть проблемы в высшем образовании, то они преимущественно говорят в 80% о нехватке финансирования. Для них нехватка денег - это единственная проблема, - отметила вице-президент Киевской школы экономики.

Также в качестве примера Инна Совсун привела скандальную диссертацию жены вице-премьера Кириленко, которая сыграла положительную роль, сплотив часть преподавателей, которые выступили против плагиата. И именно эта часть преподавательского состава может быть двигателем позитивных изменений.

- Готовы ли студенты к изменениям? Почти 80% выпускников школ попадают в университеты - это действительно много. По факту это означает, что мы получаем большую часть людей, которые не заточены на то, чтобы получать качественное образование. Они не готовы работать над тем, чтобы получать образование. Потому что на сегодня вообще нет отбора студентов. Абитуриенты просто сдают ВНО, набирая достаточное количество проходных баллов, после чего могут поступить куда-нибудь. Даже если выпускник не поступит на бюджет, хотя сегодня 50% выпускников могут поступить на бюджет, то он может пойти на платное обучение. Из чего следует, что молодые люди не готовы бороться и работать, чтобы поступать в вузы и это так же является системной проблемой. И есть много студентов, которые являются немотивированными и незаинтересованными - они просто пришли для получения диплома, - констатирует она.

Продолжая, вице-президент Киевской школы экономики сказала, что часть студентов, которые приходят в аудиторию и перед ними сидит преподаватель, у которого пожелтевший конспект, из которого читаются лекции, то эти студенты понимают, что слушать лекцию 20-летней давности не стоит. Поэтому нужно прислушиваться к тем студентам, которые стремятся к переменам и хотят получить качественное образование.

А с другой стороны, большинство студентов интересуются только стипендией.

- Первый вопрос у студентов, когда я приходила в аудиторию, был: «А когда вы поднимете нам стипендию?». И это вызывает волнение, ведь это единственный вопрос, который задают студенты, - резюмировала она.

Перспективы высшего образования в Украине очень скудные, ведь комитет по вопросам науки и образования сейчас самый маленький в ВР. А готовность реформировать высшее образование проявляется на трибунах или во время предвыборных кампаний, но, к сожалению, образование не стоит на повестке дня в стране. И это очень большая проблема.

Хотя есть положительные моменты – это привлечение бизнеса к реформированию образования в стране. Предприниматели начали понимать, что им нужны совсем другие специалисты, и они готовы помогать, но преимущественно на уровне каких-то критериев, требований, а не на уровне повседневной работы в университетах.

Например, когда работники из частных предприятий готовы приходить в университет, и делать обзор учебной программы. В Украине только IT-компании могут предоставить своих специалистов, которые бы неделю поработали с кафедрами университетов.

Поэтому будущее за практическим обучением студентов, но это касается только развивающихся отраслей. В других специальностях, особенно гуманитарных, нужно искать другой подход.

QHA