КИЕВ (QHA) -

В сферическом кинотеатре Atmasfera360 в Киевском планетарии 11 апреля состоялась премьера единственного в мире сферического фильма «Розетта. Открытие длиною в жизнь», посвященного не только 55-летнему юбилею со дня первого полета человека в космос, но и еще одному выдающемуся событию в сфере освоения космоса – открытию знаменитым украинским астрономом кометы Чурюмова-Герасименко и беспрецедентной в истории человечества миссии «Розетта», в ходе которой на комету впервые удалось посадить космический аппарат.

- Беспрецедентное произошло событие – полет к ядру кометы, посадка и вот почти в течение двух лет изучается комета. Сделано сотни тысяч снимков, что позволило построить точнейшую 3-D модель и построить первый в мире глобус ядра кометы, - рассказывает Клим Иванович Чурюмов во время презентации фильма.

Благодаря этой международной миссии были получены уникальные научные данные, а событие вошло в десятку самых выдающихся достижений человечества за последнюю сотню лет.

Премьера прошла в рамках насыщенной событиями "Недели космонавтики", которая проходит в Киевском планетарии с 8 по 17 апреля.

Десять лет летел корабль «Розетта» на встречу с кометой Чурюмова-Герасименко, открытой украинскими учеными Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко в 1969 году. Добравшись к цели в августе 2014 года, аппарат стал ее спутником и приступил к выполнению исследовательской программы с помощью своей аппаратуры. Корабль даже приближался к комете на расстояние шести километров. В ноябре 2014 от «Розетты» отделился модуль «Филы». Его спуск продолжался около семи часов, поскольку сила притяжения кометы невелика (на земле модуль «Филы» весит сто килограммов, а на ядре кометы всего один грамм).

Посадка прошла не так хорошо, как хотелось бы: зонд несколько раз ударялся и подпрыгивал, хотя должен был сразу надежно закрепиться на поверхности с помощью специальных гарпунов и буров. Не сработал и прижимной реактивный двигатель на сжатом азоте. Сюрпризом стало то, что выбранное для посадки место оказалась рыхлым, а не твердым, как полагала команда проекта. К тому же модуль «Филы» остановился рядом со скалой, заслоняющей его от лучей Солнца. Из-за этого солнечные батареи, которыми оснащен зонд, не смогли вырабатывать нужное количество электроэнергии. Чтобы не загубить аппарат, специалисты центра управления миссией (он находится в немецком городе Дармштадт) отправили ему команду перейти в спящий режим — в расчете на то, что, когда комета окажется ближе к светилу, солнечные батареи смогут вырабатывать достаточно тока.

После семи месяцев вынужденного молчания зонд все же проснулся и включился в работу. На борту «Филы» размещены одиннадцать высокочувствительных очень дорогих приборов для выполнения обширной научной программы. Эксперименты начались сразу после посадки аппарата в ноябре 2014 года. В том числе было проведено бурение и анализ взятых из глубины образцов. Исследования будут проводить до сентября 2016 года.

ФОТО: QHA