КИЕВ (QHA) -

В Национальном заповеднике «София Киевская» в одном из музеев создали инсталляции основных этапов свадебного обряда. На выставке представлены свадебные венки, одежда из Восточных и Центральных регионов Украины, а также коллекция бус из натуральных камней, сообщает корреспондент QHA.

Организаторы перед открытием проекта объездили всю Украину, изучая тысячи старых фотографий для воссоздания национального свадебного наряда. Таким образом мастера хотели продемонстрировать богатство и колорит традиционной украинской свадьбы.

Куратор выставки «Свадебная Украина» Лилия Берешева рассказала, что на выставке представлены работы художницы Оксаны Ягодки и этнодизайнера Светланы Вавиловой.

- Светлана создала работы из сенопластики, вышивки и венков. Мне больше всего нравится экспозиция из венков, демонстрирующая венок конца 19 столетия, который носили в северных регионах Украины. Что касается свадебных обрядов, то в начале свадьбы, когда гость заходил в дом невесты, он получал подарок – свадебную шишку. Девушки получали большие шишки, а парни получали маленькие, - делится своими знаниями куратор.

Этнофлорист Светлана Вавилова отметила, что они собрали свадебные и нарядные костюмы Левобережной Украины – Черниговщины и Полтавщины. Один наряд был представлен из Луганщины – он подвязан кролевецким рушником с орлами.

- Лучше всего сохранился полтавский костюм. Каждый свадебный наряд в каждом регионе соответствовал фенотипу лица и фигуре девушек, которые были распространены там. Они выглядели в нем лучше всего. Например, полтавчанки ходили с удлиненными венками, а черниговский венок был чуть-чуть меньше, но в виде короны, - рассказала она.

На Винниччине в основном носили белые и восковые венки, и сейчас их воссоздают по старинным технологиям.

 Если приближаться к Карпатам, то там девушки носили чепцы – шапочки, расшитые бисером, украшенные на затылке цветочными венками.

- Барвинковый венок – это первое, что должно было быть в свадебном головном уборе. Это символ целомудрия и чистоты, которая больше всего ценилась в девушке. У горных народов сорочка была прямоугольная, архаическая и ровная, подвязанная поясом. А если взять Полтаву, то там были пышные рукава и брыжи, которые требовали пышного низа. И это все выглядит гармонично в сочетании с большим венком, - рассказала Светлана Вавилова.

По ее словам украинский генотип создавался в зависимости от климата и питания.

В украинской традиции характерным было долгое сватовство с угощениями. И если все были согласны, то выносили хлеб, накрытый платком, а если девушка не хотела выходить замуж, то она могла заменить хлеб тыквой. И если жених получал тыкву, то второй раз свататься нельзя было.  

- После сватанья начинались приготовления, и девушки брались плести барвинковые венки в пятницу. Также украшали веточку – это свадебное дерево, которое символизировало семейное дерево для продолжения рода. Брали вечнозеленую сосну – символ продолжительности жизни и вечности бытия, и родители начинали украшать ее верхушку, так как они передавали молодоженам право создавать семью для продолжения рода. И дальше по веточкам дерево украшали родственники и подруги невесты, - рассказала Светлана Вавилова.

Художница Оксана Ягодка отметила, что выставка ее вдохновила и она нарисовала триптих (произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей), где изображено сватовство, свадебный портрет, князь и княжна.

- Невесту и жениха называли молодая и молодой, князь и княжна, и все гости с уважением к ним относились. Также здесь есть серия ангелов, так как свадьба предшествует любви, которая создается на небесах. А картины с калиной – это символ целомудрия, - рассказала художница.

Свадебными аутентичными песнями гостей музея порадовала группа «Рожаница». Кроме этого всем посетителям выставки раздавали булочку с номером, который пригодился при розыгрыше призов. Некоторые гости мероприятия получили от организаторов призы в виде детских игрушек из соломы. А главный приз – картина от художницы Оксаны Ягодки - достался одной из посетительниц. 

QHA