КИЕВ (QHA) -

Уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства открыли в Музее Ивана Гончара 20 января. Проект «Узоры мира» реализован по инициативе крымскотатарских мастеров при поддержке Швейцарского агентства развития и сотрудничества.

Организаторы проекта собрали воедино крымскотатарских мастеров в сфере изготовления филиграни, ювелирных и металлических изделий, керамики, уникальной крымскотатарской вышивки. Они стали учителями студентов, которые изъявили желание прикоснуться к крымскотатарской культуре.

Благодаря кропотливой работе были воссозданы, реконструированы предметы быта, мужской и женский костюм, ювелирные украшения…

— Концепт выставки транслирует посыл: мы (крымские татары. – Ред.), несмотря на все вызовы, сохраняем преемственность поколений, — говорит советник министра культуры Украины и координатор проекта Эсма Аджиева.

Как отмечает Эсма Аджиева, как-то мотивировать учеников не приходилось, ведь мотивация очевидна — это самоидентификация крымских татар, желание развивать богатейшую культуру народа. Хотя среди желающих научиться мастерству оказалось и немало украинцев, которые все больше узнают о братнем народе.

Обучали тонкостям национального мастерства керамист Рустем Скибин, мастер филиграни Эвелина Асанова, вышивальница Лиана Велеляева и метр декоративно-прикладного искусства крымских татар Мамут Чурлу.

— Мы, как художники, мастера, керамисты, пытались воссоздать те ремесленные практики, которые сохранились предками и дошли до наших времен. За каждым отдельным предметом — наша культура, традиции, быт. Для нас это очень важно, — говорит керамист Рустем Скибин.

Очень интересно было сравнивать старинные артефакты XIX–XX столетий с современными работами. Например, в украшениях Эвелины Асановой, внучки известнейшего крымскотатарского мастера филиграни Айдера Асанова, спустя века читается традиция крымскотатарской семьи.

— Женские традиционные крымскотатарские украшения имели огромнейшее значение в нашей культуре, поскольку такой особенный набор, как пояс, нагрудное украшение и топилик, украшающий фес, были приданным девушки, которое ей дарил жених. Если вдруг пара расставалась или же семью настигло бедствие, женщина могла продать эти украшения и таким образом прокормить семью, — делится историей культуры народа Эвелина.

Историк Гульнара Бекирова, которая посетила выставку, отметила, что развитие декоративно-прикладного искусства крымских татар, так же как и историографии, культуры, фактически приостановилось после депортации народа в 1944 году, на что повлиял негласный запрет на все крымскотатарское.

— Это по сути был культурный геноцид. Ведь в местах изгнания фактически не развивался крымскотатарский язык и в том числе декоративно-прикладное искусство, потому что все это напоминало о Крыме. А властям было абсолютно не выгодно, чтобы крымских татар ассоциировали с Крымом, — говорит историк.

По ее словам, в связи с оккупацией полуострова, Украина начинает заново узнавать крымских татар, переосмысляя то, что крымскотатарский народ является частью политической украинской нации.

У крымскотатарской коллекции большое будущее: уже две европейские страны ожидают увидеть ее у себя. Экспозицию также планируют представить в крупных городах Украины и странах ближнего зарубежья.

Выставка в Музее Ивана Гончара будет открыта для посетителей до 26 января.

QHA