QHA (Киев) -

Безусловно, вместе с маршалом Юзефом Пилсудским, понтификом Иоаном-Павлом Вторым, лидером «Солидарности», ставшим Президентом новой Польши — Лехом Валенсом и рождённым во Львове писателем Станиславом Лемом, Анджей Вайда входит в пятёрку самых знаменитых поляков ХХ столетия.

В  послужном списке режиссера — четыре десятка художественных фильмов (снятых с 1954-го по 2016-й годы) самого разнообразного жанра.

Будущий  режиссер родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям — в Харькове). Об этом в 2007-м году режиссер снял знаменитую «Катынь».

К  началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не  успел поучавствовать.

После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курс, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.

Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало Польской школе кинематографа.

Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1957), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году.

Лучшими лентами раннего периода  стали — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого бойца Армии Крайовой, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Перстенёк с орлом в короне», «Страстная неделя».

Снял он и знаменитый социально-политический триптих «Человек из мрамора», «Человек из железа» и «Валенса. Человек из Надежды».

Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по С. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по повести Н.С. Лескова, «Бесы» (по роману Ф.М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Пан Тадеуш» по поэме А. Мицкевича. Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: «Березняк», «Барышни из Вилько» и «Аир».

В фильмах Вайды снимаются крупнейшие актёры польского кино. Его фильм «Пепел и алмаз» принёс мировую известность Збигневу Цибульскому. Фильм «Всё на продажу» стал символической передачей эстафеты от безвременно ушедшего Цибульского к сменившему его в амплуа национального актёра № 1 Даниэлю Ольбрыхскому, снимавшемуся затем в «Пейзаже после битвы» и многих других картинах режиссёра. «Человек из мрамора» дал путёвку в актёрскую жизнь Ежи Радзивиловичу. «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Дантон» и «Корчак» стали вершинами актёрской биографии Войцеха Пшоняка.

 В фильмах Вайды также снялись Беата Тышкевич, Богуслав Линда, Збигнев Замаховский, Збигнев Запасевич, Ольгерд Лукашевич, Анджей Северин, Ежи Штур, Кристина Янда. Кроме польских актёров, Вайда снимает и иностранных звёзд, включая Бернара Блиё, Сергея Гармаша, Александра Домогарова, Джона Гилгуда, Жерара Депардьё, Тома Уилкинсона, Ламбера Вильсона, Сергея Шакурова, Омара Шарифа, Ханну Шигуллу, Армина Мюллер-Шталя, Изабель Юппер.

Творчество режиссёра отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), Государственной премией ПНР (1974), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции и многочисленных наград Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.

Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора. Он был награжден высшими наградами Польши — Орденом Белого орла, Большим крестом  ордена Возрождения Польши, званием  Офицер ордена Возрождения Польши.

5 апреля 2008 Президент Украины Виктор Ющенко наградил Анджея Вайду орденом князя Ярослава Мудрого за выдающийся собственный вклад в развитие украинского-польского культурного сотрудничества, многолетнюю плодотворную творческую деятельность на ниве утверждения идеалов гуманизма в киноискусстве.

В конце сентября последний — сороковой фильм фильм Вайды «Послеобразы» был выдвинут на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Дата похорон режиссера пока неизвестна — пишет Gazeta Wyborcza.

Символично, что Мэтр мирового кино ушел из жизни в те дни, когда в Киеве проходит 11-й по счету фестиваль  кинопоказов «Дни польского кино», о чем днями информировало QHA.  

ФОТО: Интернет

QHA