КИЕВ (QHA) -

Приступая к написанию рецензии на ожидаемую экранизацию романа известной английской писательницы Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», приходится балансировать на грани двух способов восприятия. Первый – зная прекрасно историю романа, а главное финал (а такое знание убивает всю увлекательность фильма), сосредоточиться на технической реализации нового фильма режиссера Кеннета Брана. Второй же – стереть из своей памяти все, что известно о романе, и попробовать оценить фильм как самостоятельный продукт, который никоим образом не зависит от имени писательницы. 

«Убийство в Восточном экспрессе» экранизируется не первый раз, и говорить о детективных приключениях Эркюля Пуаро в кинематографе можно очень долго. Но выделяется во всей этой череде лишь один фильм – режиссера Сидни Люмета от 1974 года. Уже тогда персонажей сыграли знаменитые на то время голливудские актеры, а идеальные до тошноты усы гордо носил Альберт Финни.

Режиссер Кеннет Брана, который и исполнил роль интеллектуала Пуаро, идет приблизительно по такому же пути в плане привлечения внимания к своей картине. Но перед тем, как перейти к перемалыванию всех нюансов фильма, пожалуй, стоит напомнить основную часть сюжета фильма.

1934 год. Известный сыщик Эркюль Пуаро начинает свою историю с каноничного «анекдота», а точнее небольшого расследования, про монаха, имама и раввина, что непроизвольно вызывает улыбку у зрителя. Продемонстрировав свои умения уже в первые пять минут фильма, Пуаро приходит к выводу, что ему необходимо отдохнуть от постоянных убийств и расследований различных преступлений. Таким образом, усатое воплощение харизмы оказывается в поезде высшего класса, который направляется из Турции во Францию. Ночью происходит убийство одного из пассажиров, сам состав оказывается в плену снежной лавины, а отпуск Эркюля Пуаро заканчивается так же скоропостижно, как и начался. И пока дело об убийстве не дошло до рук тугодумной полиции Югославии, детектив решается разгадать одну из сложнейших загадок в его карьере.

Зная развязку всей детективной истории Агаты Кристи, кажется, нет смысла смотреть картину Брана. Однако, отрекшись от этих знаний (а я до выхода фильма не знала практически ничего о сюжете и не пожалела об этом ни капли) можно получить удовольствие от постоянно работающего мозгового штурма Пуаро, от всей запутанности и, в некотором роде, очевидности детективной истории. 

В то же время «Убийство в Восточном экспрессе» все-таки открыто выполняет одну из целей любого кино – передает определенный посыл. В данном случае речь идет о том, что даже интеллектуал-сыщик просто обязан убрать подальше холодный расчет и поддаться эмоциональному человеческому порыву. Для меня такая идея звучит уж невероятно знакомо. Один из таких фильмов, где грань между добром и злом размывается,  «Законопослушный гражданин» Феликса Гэри Грея, который так же рассказывает о недостатках американского правосудия. Но если в «Гражданине» эта идея была подана зрителю практически на пике развития истории Клайда Шелдона, то в «Убийстве» концепция потери грани между черным и белым становится красивым драматичным финалом, как и любит завершать свои детективные истории Эркюль Пуаро. С другой стороны, подобная идея является одной из самых наивных в кинематографе, ведь иногда сложно представить, чтобы персонаж, закаленный годами службы, позволял себе разделять добро и зло, черное и белое, и чтобы эмоции брали вверх над разумом.

Сюжетные минусы есть, загадка убийства одного из персонажей не является такой уж и огромной загадкой. И зритель в действительности, если будет максимально наблюдательным, развязку сможет понять самостоятельно, без Господина-идеальные-усы. Причиной тому служат нелогичные показания других пассажиров поезда, слишком очевидные твисты и поступки персонажей. И все эти оплошности ну нельзя просто забыть, они вбиваются в память и портят впечатление от экранизации. А если вы еще и читали роман Агаты Кристи, то у  вас появится много вопросов касательно различий между произведением и его экранизацией.

Главным достоинством картины является ее звездный состав. Кеннет Брана – чрезвычайно харизматичный и интересный Эркюль Пуаро нашего времени. Вот в его каноничность с идеально ровными усами, вниманием к деталям, акцентом, драматичностью и желанием баланса веришь. Конечно, сам образ детектива Пуаро – это частично копирование уже знакомого нам Шерлока Холмса, но как отдельную личность, точнее персонажа, его разглядеть можно и нужно. Довольно интересным моментом в фильме является сцена, во время которой великий сыщик показывает свою уязвимость. Для некоторых это может быть минусом, ведь такие персонажи всесильны, по их мнению. Но у каждого человека есть слабые стороны, и наличие слабостей у Пуаро лишь показывает, что он такой же человек, как и мы все.

Звездность «Убийства» на Кеннете Бране не заканчивается. Среди остальных героев у нас: человек с темным прошлым Ретчетт (Джонни Депп), его личный секретарь МакКвин (Джош Гад) и дворецкий Мастерман (Дерек Джейкоби), американский бизнесмен латинос Маркес (Мануэль Гарсия-Рулфо), граф Андрени (украинец Сергей Полунин) и графиня (Люси Бойнтон), русская графиня Драгомирофф (Джуди Денч) и ее служанка Хильдегард Шмидт (Оливия Коулман), миссионерка Пилар Эстравадос (Пенелопа Крус), гувернантка Мэри Дебенхем (Дэйзи Ридли), темнокожый доктор Арбатнот (Десли Одом младший), похитительница мужских сердец миссис Хаббард (Мишель Пфайффер) и подозрительный профессор Герхард Хардманн (Уилем Дефо).

При таком огромном количестве персонажей у режиссера был риск запутать зрителей, а также не успеть раскрыть каждого на том достаточном уровне, чтобы мы их запомнили. Однако спасибо актерскому таланту каждого из них и работе сценаристов, ведь каждый герой откладывается в памяти своей особенностью. Персонаж Дефо выглядит фриковатым и из-за своего поведения и внешности, русская графиня в исполнении Денч невероятно чопорна и требовательна, персонажи Одома и Гарсия-Рулфо – это ходячая борьба с расизмом. И может, никто из вышеупомянутых актеров не показывает весь свой актерский максимум, но они все сыграли на необходимом нам уровне. Они стали частичкой целого пазла, который собирал Кеннет Брана и как режиссер, и как Эркюль Пуаро.

Среди достоинств фильма – красочная съемка зимних пейзажей, аристократичные костюмы и декорации, хорошая операторская работа, реализующаяся через съемки одним непрерывным кадром, короткими экшн-сценами и различными точками съемок. Порадовали нас и достойным юмором. 

Новую экранизацию романа Агаты Кристи невозможно назвать гениальной, превосходной, неповторимой и каноничной. Гениальными тут являются только идеально ровные усы Эркюля Пуаро. Ну, и яркий звездный состав, на который покупаются зрители.

Настя Белова

QHA