КИЕВ (QHA) -

В этом смог убедиться каждый, кто в жаркий воскресный вечер 17 июля 2016 года пришел под прохладные своды музея «Золотые ворота».

Фотогалерея выступления коллектива размещена здесь.

Конечно, каменное обрамление музея не идеальное место для музицирования в акустическом плане, но вот в визуальном и ассоциативном смысле – очень удачное, особенно для этого коллектива и этой концертной программы, которую можно считать своеобразным бенефисом ансамбля, приуроченным к юбилею нашей независимости.

Ведь «Золотые ворота» один из немногих сохранившихся (пусть лишь в виде фундамента, позже реконструированного) памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления князя Ярослава Мудрого.

Историки утверждают, что князь окружил Верхний город тремя воротами, наиболее прочными из которых оказались именно Золотые, являвшиеся центральным входом в княжью столицу.

Собственно, фольклорно-исторический ансамбль «Хорея козацька» также реконструирует в музыке прошлое, деля для слушателей свое творчество на три условных портала в историю: в мелос позднего Средневековья княжьих времен, в ритмы эпохи украинского казачества, на которую пришлось торжество украинского барокко, и наконец – в мелодику периода борьбы за обретение государственности – эпохи индустриальной и, как мы теперь видим, информационной.

Концепция каждого концерта за 12 лет существования коллектива обычно была приуроченной если не к конкретной исторической дате, как, скажем, недавнее выступление «Хореи» на торжествах, посвященных Конотопской битве, в которой украинские казаки вместе с крымскими татарами одолели московских завоевателей, то к целому периоду украинской истории.

Впрочем, иногда выступления проходят в определенном жанровом формате, когда музыкантов приглашают на тематический фестиваль. Концерт также может быть посвящен памяти конкретной персоны из богатого прошлого нашей истории и культуры. В частности, выяснилось, что вскоре группа намерена сделать отдельную концертную программу, полностью составленную из творческого наследия главного поэта Сичевых стрельцов Романа Купчинского.

Но тем, кто пришел 17 июля на концертную площадку музея «Золотые ворота», особенно повезло: в тот вечер Тарас Компаниченко со своими единомышленниками представил настоящий историко-музыкальный калейдоскоп, начиная с композиций, сочиненных нашими пращурами времен Киевской Руси, заканчивая авторскими вещами трех последних лет, когда украинцам вновь понадобилась воля для защиты своей земли от агрессора.

Такое вот путешествие на музыкальной машине времени: весь миллениум удалось вместить в почти трехчасовой концерт без антракта.

Прежде чем рассказать о концерте, небольшой экскурс в прошлое, но не в украинскую историю, а в генезис становления коллектива, который, впрочем, не отделяет себя от прошлого и настоящего своей страны.

С первых дней создания «Хорея козацька» воспроизводит песни, найденные в архивах, рукописных и печатных сборниках. Собственно, и сам бренд коллектива заимствован из архива: это название музыкальной памятки Chorea Kozacky, которую нашли в клавирной табулатуре 1640 года музыкального архива Братиславы в Словакии.

Идея, миссия и концепция «Хореї козацької», как мы уже отметили выше, принадлежит Тарасу Компаниченко, лидеру группы, заслуженному артисту Украины, кобзарю и лирнику. Хотя тут уместнее определение «музыкант-полиинструменталист», к тому же – знаток искусства и музыковед.

Особое внимание «Хорея» уделяет древней эпической традиции. Жанровое разнообразие исполнения просто поражает слушателей: думы, исторические, героические и повстанческие песни, гимны, псалмы, канты, духовная музыка. Своей творческой деятельностью коллектив стремится представить рыцарскую, интеллектуальную часть национальной культуры, показать украинский мир в истинном, неискаженном свете.

Мастера исконной украинской музыки и вокала уверены, что достойное продолжение может основываться лишь на совершенных знаниях традиции. Много песен, ноты к которым не сохранились, бережно реконструировал Тарас Компаниченко.

В отличие от нынешней моды поверхностно стилизовать современные ритмы под старину (фолк-металл и языческий рок – тому яркий пример), при сочинении музыки на обнаруженные в архивах и библиотеках тексты автор старается максимально аутентично передать дух эпохи. Автору приходится абстрагироваться от урбанистического шума нашего времени и от позднейших технических и музыкальных наслоений. На выручку приходит талант исследователя и глубокие знания музыкального контекста времени, к которому принадлежит то или иное произведение.

Во вступительном слове перед концертом лидер «Хореї козацької» отметил, что наши соседи не только приватизировали часть нашей истории (Киевская Русь – наиболее характерный тому пример), но и не скрывали намерений приписать к «русскому миру» таких классиков украинской музыки, как Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель. Увы, и в массовом сознании западных меломанов они до сих пор проходят исключительно по ведомству российской культуры.

А теперь, собственно, о концерте. Начали музыканты и певцы на высокой эмоциональной и духовной ноте, исполнив приветствие «На добрий день» из репертуара монахов Киевщины и Молитву Богордице из подольского сборника XVII столетия.

Далее «Хорея козацька» строго следовала хронологии, исполнив некий воинственный клич, посвященный походу иного Рюриковича  князя Святополка и погрузив слушателей в воспетые в «Слове о полку Игореве» времена.

Поскольку маэстро Тарас – не только виртуоз музыки и вокала, но и искусствовед, из первоисточников знающий историю Украины, а к тому же – ведущий авторской программы на радио, перед каждым исполнением он знакомил слушателей с контекстом той эпохи, когда была написана та или иная композиция, а также с судьбой ее авторов.

После древней Руси-Украины на концерте возникла Украина эпохи казацкого отпора завоевателям. Причем лидер ансамбля представлял не только период славных побед Хмельницкого, но и последующей за ней Руины, раскрывая и на историческом, и на музыкальном материале то, как тихой сапою, постепенно, шло закабаление украинского народа.

Многие знают об Иване Мазепе как об историческом деятеле и меценате, стараниями которого в Украине было возведено немало храмов в стиле барокко, но не всем известно, что он еще и автор патриотических текстов, имеющих не только историческую, но и художественную ценность. «Хорея козацька» положила на музыку один из его политико-поэтических памфлетов, обращенных к украинской элите.

В результате получился оптимистический марш «Всі, хто має шаблю», исполнение которого благодарная публика сопровождала дружными аплодисментами. Интересно, что этот текст будущий гетман Украины написал еще в чине генерального писаря при гетмане Дорошенко, который, кстати, приходился родным дедушкой пушкинской жене Наталье Гончаровой.

Кстати, Тарас поведал слущателям, что большой поклонник идеи экспансии русского мира (в частности, идей Данилевского о взятии Босфора и Дарданелл вместе с Константинополем) Федор Достоевский не только имел польськие корни, как многие знают, но и был внуком священника  украинского униата.

Не менее горячо приняли слушатели и композицию «Сияние свободы» на стихи из хрестоматийного «Сада божественних пісень» гениального философа и поэта мирового уровня Григория Сковороды, который в русской версии Википедии обозначен как «русский и украинский странствующий философ».

В третьей части концерта звучали песни и композиции XIX-XX веков. В ней ансамблю и его лидеру пришлось не столько задействовать талант реконструктора, сколько уделить внимание адекватности воплощения авторского замысла. Поскольку, несмотря на массовые репрессии, уцелели многие тексты, партитуры, рецензии и воспоминания авторов и первых исполнителей.

«Туга по волі» на стихи Якова Щеголева, стрелецкий марш Павла Черкашенко, торжественный гимн на стихи упомянутого выше Романа Кучинского (впервые прозввучавший в 1918-м в киевской опере в присутствии гетмана Павла Скоропадского), романс «Забудь мене» Василия Пачовского и прощальная песня Ивана Багряного словно перекинули мостик в наши времена.

В репертуаре «Хореї козацької» есть и композиции на стихи наших славных шестидесятников Василя Симоненко и Василя Стуса, но если бы ребята исполнили все свои песни, не хватило бы и недели, а не то что трех часов. Надо отметить, что в некоторых своих концертах ансамбль подключает и хореографическую секцию, которой на этот раз не было.

Отельно хочется обратить внимание на музыкальные инструменты этого камерного фольклорного ансамбля.

Скрипка Сергея Охримчука заставила вспомнить лучших вирутозов, владеющих этим инструментом.

В качестве аккомпанемента Северин Данилейко мастерски играл на виолончели.

Михаил Бережнюк своей игрой на народных духовых инструментах заставил знатаков музыки проводить параллели с духовым рядом симфонического оркестра.

Ярослав Крысько не раз менял амплуа: то играл на бандуре, то брал в руки барокковую гитару, но чаще в тот вечер вел партию ударных.

Мелодику любой композиции «Хореї козацької», как правило, ведут струнно-щипковые – бандура, кобза плюс скрипка и голоса певцов.

В чем, собственно, разница между Вашей бандурой и той, на которой играл Ваш коллега Ярослав Крысько? – спросил корреспондент QHA у руководителя ансамбля.

– Я играю в основном на бандуре Остапа Вересая, а он – на так называемой старосветской, более арфоподобной, – раскрыл секрет отличия Тарас.

А где впервые появились бандуры?

Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно, ее происхождение связано с кобзой, а не с гуслями, как иногда утверждают музыковеды из России. Гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован в Украине, – отметил музыкант и добавил: 

– Кобза-Бандура (первые изображения ее датированы еще XII веком) родственна пандури или мандору. Все эти инструменты через средневековую лютню, вероятнее всего, происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда.

В связи с этим вопрос: приходилось ли Вам выступать вместе с крымскотатарскими музыкантами?

– Да, и не раз. Причем не только в «Мамаевой слободе», посвященном культурам украинского, крымскотатарского и грузинского народов, и на фестивале, приуроченном к очередной дате Конотопской битве, но и в Крыму. Особенно запомнилось совместное выступление в Ханском дворце в Бахчисарае, если не изменяет память, году так в 2008-м. Надеюсь, удастся и в будущем сделать с нашими коллегами несколько совместных концертов.

Отметим, что во время концерта музыканты своей игрой и вокальным талантом заставляли слушателей...

...удивляться

...замирать

...задумываться

...очаровываться

А как только был снят «задник» концертного зала, изготовленный из легкой ткани, выяснилось, что возле «Золотых ворот» стояла значительная группа поклонников «Хореи», которым не удалось попасть в концертный зал...

Между прочим, одной из последних исполненных в тот вечер композиций была песня, посвященная памяти наших воинов, погибших под Илловайском. Ансамбль не раз выступал в зоне АТО, и в эфире несуществующего ныне телеканала «ТВі» Тарас Компаниченко, нисколько не рисуясь, признался, что не сразу адаптировался к выступлениям в боевых условиях.

В ближайших планах коллектива – концерт в Бабьем Яру 21 июля, в годовщину расстрела там гитлеровцами украинских патриотов, среди которых были знаменитая поэтесса Олена Телига и ее муж, менее известный широкой публике андурист Михаил Телига. Позже намечена поездка в Польшу, где ребята выступят перед тамошними украинцами, а на 25-летие независимости ансамбль приглашен на презентацию документального триптиха «Флаг, герб, гимн». Правда, пока еще неизвестно, в каком формате состоится это мероприятие – телевизионном или киношном.

За почти 12 лет существования коллектив стал широко известен и за рубежом «Хорея» активно гастролирует и в Украине, и за ее пределами, не только в Польше, но и в Швейцарии, неоднократно был приглашен на фестиваль «Украинская неделя» в Баварии. Также ансамбль принимает участие в многочисленных патриотических акциях, в том числе в интеллектуально-художественной конференции «От булавы к балаклаве», музыканты снимались в документальных фильмах, посвященных эпохе «освободительных соревнований» эпохи УНР и Гетманата.

Следует отметить то, что многие участники ансамбля задействованы и в других музыкальных проектах, а также то, что если в начале их карьеры на концертах в основном были люди, как говорится, среднего и старшего возраста, то сейчас все больше молодежи начинается интересоваться своими истоками.

Тех, кто не смог побывать на воскресном концерте «Хореї козацької», спешим утешить: его записывали на стационарную видеокамеру и, вполне возможно, вскоре он появится в Сети.

Также напоминаем, что авторская программа Тараса Компаниченко «Хорея козацька» выходит на радио «Культура» каждую субботу в 16:00 по киевскому времени.

А пока что – ссылка на одну из песен ансамбля. 

Александр Воронин

ФОТО: QHA (Юрий Зущик)

QHA