КИЕВ (QHA) -

«Я повторю перед Палатой то, что уже сказал присоединившимся к новому правительству: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота».

Уинстон Черчилль

До чего поразительно, что буквально за один год на большие экраны кинотеатров выходят два фильма, посвященных практически одному событию, но при этом раскрывающие его в двух разных плоскостях. Речь идет о знаменитой операции по эвакуации военных Альянса в 1940 году из Дюнкерка. 

Вышедший в 2017 году фильм «Дюнкерк» режиссера Кристофера Нолана («Престиж», «Темный рыцарь») вызвал фурор своей необычной подачей реальной истории через взгляд простых и испуганных солдат, которые не рвались в бой с чувством патриотизма, а просто бежали с побережья Дюнкерка как крысы с корабля. И хотя на фоне весомых достоинств фильма есть много ляпов в плане фактажа, «Дюнкерк» все равно был положительно принят аудиторией и даже претендует в нескольких номинациях на «Оскар» этого года. Кристофер Нолан, повторюсь, показал Дюнкеркскую эвакуацию с точки зрения обреченных военных. А вот новая лента режиссера Джо Райта («Анна Каренина», «Гордость и предубеждение») показывает нам знаменитое историческое событие уже совсем в другой плоскости и в жанре байопик.

В мае 1940 года, когда практически вся западная Европа оказывается под сапогом немецкой армии, на пост премьер-министра Великобритании назначают Уинстона Черчилля (Гэри Олдман). Невзирая на то, что он практически всю жизнь мечтал об этой должности, назначение становится для него серьезным грузом, ведь Великобритания находится в отчаянном положении. 

Германия практически полностью уничтожает французское войско. В Дюнкерке в окружении остается более 300 тысяч союзных войск. США из-за собственного законодательства не может помочь Европе. Уинстон Черчилль принимает решении об эвакуации любой ценой войска из Дюнкерка, в то время как на него наседает военный комитет под предводительством министра иностранных дел Галифакса (Стивен Диллэйн) с требованием начать мирные переговоры с Германией и идти на уступки. 

Выход с небольшим промежутком во времени двух фильмов о Дюнкерке дает уникальную возможность оценить развитие событий на том самом пляже Нолана как в британских кабинетах, так и в бункерах Райта. Если вы не готовы провести почти два часа в атмосфере британской политики 20 века, фильм вам может показаться скучным или слишком простеньким для кинотеатра.

Но! Если вы любитель качественного байопика  милости просим. «Темные времена» не раскрывают весь насыщенный жизненный путь знаменитого Черчилля, а демонстрируют на большом экране самый сложный период его политической карьеры. Помимо освещения Дюнкеркской операции, в картине весьма убедительно и правдоподобно рассказывается о процессе принятия сложного решения, которое повлияло в значительной степени на всю дальнейшую войну.

Отдаленный от простых британцев Черчилль в кругу своих оппонентов отстаивает точку зрения, что Гитлеру доверять нельзя, что Франция проявляет в этой войне себя слабо, а Британии ни в коем случае нельзя отступать под натиском гитлеровской армии. Однако Черчилль, находясь в окружении оппонентов, также попадает под довольно сильное их давление. Именно в таких условиях вершится судьба не только британцев, но и всей Европы времен Второй мировой войны.

И хотя Джо Райт показывает нам Черчилля сварливым, саркастичным, эгоистичным и непредсказуемым в своих решениях алкоголиком (удивительно крепкое сердце у Черчилля все же), все это становится лишь показателем того, насколько британский политик был простым человеком, а не богом, который вершит судьбы страны и народа. При всех своих недостатках Уинстон Черчилль становится примером принципиальности и мужества, примером человека, который способен принимать отчаянные и сложные решения, противостоять критике. Но самое главное – Уинстон Черчилль режиссера Райта демонстрирует красноречие, способное и мертвых заставить вновь отдать жизни за свое государство. Со всеми своими недостатками и достоинствами он – настоящий лидер. 

И роль этого лидера исполнил восхитительный актер Гэри Олдман, который, похоже, получил персонажа, благодаря которому полностью раскрылся его актерский талант. И хотя в Украине будет сложно оценить по достоинству работу актера из-за дубляжа, Уинстон Черчилль Олдмана убеждает, вызывает эмоции и заставляет ждать продолжения каждого его действия. На протяжении двух часов фильма ты не отрываешь свой взгляд от Олдмана. Помимо того, что актер изобразил Черчилля мощным политиком, он показал его и простым человеком, которого раскрывают в определенных обстоятельствах другие персонажи картины (вот к ним все же есть ряд претензий, особенно в части мотивации).

Огромных похвал достойна также визуальная часть фильма. В качестве примера можно вспомнить сцены, которые выглядят как полноценное действие в театре. Затемненное помещение парламента, выступление Черчилля и свет из окна падает именно на него. Он – главный герой этого акта, все остальное – лишь полумрак и зрители. В качестве еще одного интересного приема – прямые линии. Их количество в картине вызывает бешенный восторг, ведь каждая из них подчеркивает важность того или иного объекта в кадре. Несмотря на то, что фильм имеет узкую географию и большая часть его действия происходит в помещениях парламента или в доме Черчилля, картина поражает своим визуальным рядом. 

Актерская работа Гэри Олдмана с отображением разнообразных эмоций своего героя, режиссерская работа Джо Райта и прекрасный визуальный ряд дополняются приятным музыкальным сопровождением от композитора Дарио Марианелли (с которым Райт уже работал ранее).

Конечно, не обошлось в фильме и без определенных минусов. Мотивация некоторых персонажей выглядит неубедительной, а финальные сцены  наивными. Однако фильм не балансирует на грани «плохо» и «хорошо», он однозначно относится к картинам, которые захочется пересмотреть еще раз.

Фильм «Темные времена» уже оценен по достоинству. Буквально на днях "Золотой глобус" в номинации «Лучший актер драматического фильма» получил Гэри Олдман. По мнению экспертов и критиков, Гэри Олдман может попасть в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль», а сам фильм может оказаться там в номинациях «Лучший грим и прически», «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшая оригинальная музыка к фильму». Однако все это пока только прогнозы, кто же окажется на самом деле в шорт-листе номинантов на «Оскар», мы узнаем уже в этом месяце.

«Темные времена»  это качественно изображенный портрет сварливого прокуренного старика, романтичного мужа, мужественного, принципиального и убедительного политика Уинстона Черчилля во времена, когда весь мир ждал того самого рассвета, который развеет тьму. Фильм, который преподносит уроки не только самому Черчиллю, но и нам – простым зрителям. 

Настя Белова

QHA