КИЕВ (QHA) -

«Сторожевая застава» абсолютно точно имеет невероятно широкий потенциал. Однако попадает в категорию «задумка хороша, а вот с реализацией не совсем сложилось».

Конечно, направляясь на пресс-показ с минимальной информацией о фильме, чтобы оценить трезвым, незамыленным пиар-кампанией взглядом новое творение нашего кинематографа, ничего мега-особенного не ожидала. 40 миллионов гривен для первого фэнтези-фильма хронометражем полтора часа – это несерьезно, давайте будем честными друг с другом. Но да ладно, не будет сразу считать чужие деньги, а разберемся по порядку, что такого хорошего и плохого можно встретить в «Сторожевой заставе».

Сюжет фильма крутится вокруг подростка Витька (Данил Каменский), страдающего боязнью высоты в результате несчастного случая. Витя не становится Бэтменом без родителей, погибает только его отец. Более-менее персонаж уже сформирован на наших глазах – эдакий мальчик-трус. 

Однажды со своими школьными товарищами он отправляется в горы, чтобы посмотреть на солнечное затмение. И тут внезапно начинается необъяснимое землетрясение, лучший друг Вити оказывается на волосок от смерти, а самого Витю в этот момент затягивает во временной портал. Именно так главный герой оказывается в 1120 году в Киевской Руси, где и знакомится со знаменитыми тремя богатырями, жестокими половцами и потенциальным любовным интересом. 

Сценарий картины переписывался как минимум трижды, пока всей съемочной команде он не пришелся по душе. И если быть откровенно честным, то сам сюжет получается довольно интересным. Ну разве не забавно после таких фильмов-попаданцев как «Хроники Нарнии», «Назад в будущее», «Оз: Великий и ужасный» и т.д., посмотреть на нашу собственную версию с Киевской Русью и современным мальчиком Витьком? Это очень свежо, как для нашего современного кинематографа. А главное – у такой истории есть потенциал. Конечно, его могут рассматривать больше с финансовой стороны, абы срубить побольше денег (хотя в пределах Украины это практически невозможно), но потенциал есть у самой истории. Как минимум – это может быть повторный пиар повести-легенды писателя Владимира Рутковского (именно по ней и была экранизирована «Сторожевая застава»), ну а как максимум – сиквел.

Вместе со свежей идеей хочется немного похвалить и персонажей. Конечно, мальчик Витя может и не дотягивает до звания интересного героя, но вот те самые три знаменитых богатыря Олешка (который Попович, его исполнил Роман Луцкий), Добрыня (Александр Комаров) и Илья (Олег Волощенко) – это просто нечто. Конечно, в этой троице все одеяло на себя перетягивал самый молодой и худой Олешка, но все они колоритны, интересны и с хорошим чувством юмора. Особенно интересно наблюдать за ними в двух эпизодах. Первый – знакомство с магическими артефактами из будущего, такими как смартфон и мегафон. Второй – ну как уж тут не обойтись без патриотизма. Но приятней всего, что его не бросают тебе в лице в каждом кадре. Все его проявления были идеально и эффектно вписаны по ходу сюжета. Исполнение грустной, тяжкой песни хором – только в момент очевидного краха на поле битвы. Призывы к защите Родины – только во время крушения половцев. Там прям битва из фильма «300 спартанцев». Надеюсь, это просто отсылка, а не копирка. 

Кстати, очень и очень харизматично и правдоподобно смотрятся два казахских актера  Эржан Нуримбет, который исполнил роль главнокомандующего половцев, и Эрболат Тогузаков (шаман). Второй вообще поначалу был простым осветителем, а потом уж актерский талант раскрылся. И впервые в нашем кинематографе, коль память не подводит, для этих двух персонажей был создан с нуля новый язык.

Совсем немного похвалить фильм можно и за юмор. В большей степени его источником был именно Олешка, но одна шуточка от остальных двух богатырей зал с журналистами просто уложила на лопатки в хорошем смысле слова. Именно этот юмор будет понятен каждому украинцу. Но в то же время это может сыграть злую шутку с показами в других странах, где подобный юмор не оценят те, кто не понимают наших реалий. 

Порадовала и хорошая картинка в большинстве случаев. И речь идет сейчас не о спецэффектах, а именно локациях съемок. Потрясающе красивые пейзажи скал Довбуша в Карпатах, Коростышевского карьера и экопространства «Тетеревский кош». Определенно, места были подобраны отлично, глаз так точно радовали. А чтобы не выделять отдельным пунктом, плюсик в карму создателям за хороший музыкальный ряд от композиторов Владлена Пупкова и Сергей Сидорова. Группа ТНМК также порадовала хорошим саундтреком, а Фагот – небольшой эпизодической ролью.

Но на этом все хорошее, пожалуй, кончается, а во мне просыпается злобный придирчивый критикантроп.

Как заявили сами авторы, в результате пост-продакшена хронометраж картины составил приблизительно 3 часа. Однако (кто бы сомневался) половину пришлось просто удалить, так как «наш зритель, при всей любви к кинематографу, просто не выдержит». И все бы ничего, что уж тут делать: утирать слезы и беспощадно удалять все ненужные кадры. Но в случае со «Сторожевой заставой» это сделано из рук вон плохо. И именно вот это решение стало самым жирным минусом всей картины. Ведь с удалением кадров возникает еще куча с горкой проблем. Первая – потеря в пространстве и времени. Черт, да ведь как Олешка в одном кадре находясь возле озера, в следующем уже взобрался на скалу, которая находится у черта на куличках. За какой промежуток времени Витек обучился фехтованию и езде на лошади? С временем в картине происходит невероятно загадочная ерунда. 

Второй проблемой становятся жирные провалы в сюжетах. В одной сцене Витек со своей верной подругой Аленкой прячется от половцев, а в другой каким-то магическим образом уже в плену у врага. Как? Ну КАК это произошло вообще? 

Кстати, о странных сюжетных нелогичностях. Их невероятно большое количество. На вопрос «зачем совершаются те или иные действия?» ответа не ищите. Почему именно Витек избранный – думайте сами. К чему вообще было обучение подростка фехтованию – ну это же круто. Круто? Нет, это не круто. Вы заняли полноценных 5 минут фильма обучением, а зачем так и не показали! Да лучше бы вы потратили пять минут фильма на объяснение абсолютно бессмысленных действий героев.

Теперь о монтаже и визуальных эффектах. Хотелось бы оставить этот пункт без комментариев, но как-то не получается. Да, это круто, что вы сняли фильм, где 40% кадров были дорисованы при помощи спецэффектов. Респект, ребята. Но это жесть. Я думала, фильм Ридли Скотта «Чужой: Завет» в этом году показал плохой уровень спецэффектов, но теперь… Простите, авторы и все, кто над ними работал, в том числе пол-Индии, но на это смотреть и восхищаться не получается.

Фух, выдохнула. Часть с минусами дается невероятно сложно, потому что всем ошибкам есть объяснение. При всем уважении к дебюту режиссера Юрия Ковалева, при всем уважении к украинскому кинематографу, который действительно возрождается и удивляет, я не могу хвалить этот фильм по большинству пунктов. И всем минусам есть самое просто объяснение – невероятно маленький бюджет.

Конечно, как для первого фэнтези-фильма, все не так уж плохо. Но аудитория нынче балованная. Если родители захотят показать своему чаду интересную сказку, то про «Сторожевую заставу» они, скорее всего, вспомнят в последний момент.

Итог. Дети до 15 может и насладятся первым украинским фэнтези-фильмом. То есть для семейного просмотра картина вполне годится. Но захочу ли я пересмотреть это? Очень и очень сомневаюсь. «Сторожевая застава» – это важный первый опыт как успеха, так и ошибок. Будем просто надеяться, что в будущем все минусы будут учтены, и нас ожидает еще не один крутой фэнтези-фильм.

Настя Белова

 

QHA