КИЕВ (QHA) -

Уже совсем близко тот час, когда 4 марта будут вручены золотые статуэтки «Оскара» лучшим из лучших фильмов уходящего года. Картины, попавшие в этот раз в список номинантов «Лучший фильм», однозначно, выглядит не просто «удобоваримо», учитывая специфику всех предыдущих шорт-листов, но еще и невероятно вкусно. И абсолютно неудивительно, что одним из главных номинантов, по версии критиков, становится фильм режиссера Стивена Спилберга «Секретное досье», в центре внимания которого стоит профессия журналиста. Подобный выбор наталкивает сразу на несколько мыслей. Во-первых, в 2015 году Оскар за лучший фильм был вручен незаметному для Украины творению Тома Маккарти «В центре внимания» о журналистском расследовании сексуальных домогательств в католической церкви, скандальном прецеденте 90-х годов. Скандальном для США.

И тут мы получаем еще один фильм, но в этот раз посвященный другим историческим событиям, и опять далеким от украинского зрителя. Фильм «Секретное досье», а в оригинале «The Post», что напрямую говорит о знаменитом в Штатах издании «Washington Post», рассказывает о скандальной публикации засекреченных документов Пентагона о Вьетнамской войне в 1971 году. Но речь идет не о динамичной истории добычи этой тайной информации аналитиком госдепартамента США Дэниелом Эллсбергом (Мэттью Риз), который разочаровался в войне. Сюжет посвящен именно сложному решению американского издания, в лице его владелицы Кэй Грем (Мерил Стрип) и редактора Бена Брэдли (Том Хенкс) опубликовать скандальное тайное досье и даже повлиять на ход продолжающейся войны. В свою очередь, Вашингтон, а именно действующий на тот момент президент Никсон, препятствует свободе слова в американской прессе и грозится закрыть газеты, публикующие скрытую правительственную информацию.

И возвращаясь к мыслям об «Оскаре». Почему этот фильм оказался в списке главных номинантов – потому что это болезненная тема и скандальная история исключительно для американской аудитории. Ведь если поинтересоваться у, например, киевлян, что они знают о «Документах Пентагона» или об отставке президента Никсона, то мало кто даст развернутый ответ. Для нас это далекая история, только если мы глубоко не интересуемся историей Соединенных Штатов Америки. И вроде бы к черту, зачем смотреть этот фильм на больших экранах, учитывая, что экшена там нет, а сама история раскачивается целый час и начинает захватывать внимание зрителя только в третьем акте. Но нет, для Украины «Секретное досье» также актуально, как и для любой демократической страны нашего современного мира. Но пойдем по порядку, ведь в фильме Спилберг поднимает сразу несколько стереотипных и проблемных вопросов.

Кто такая женщина в 70-х годах прошлого века? Судя по изображенной в фильме картинке – мало кто. Однако главная героиня в исполнении прекрасной Мерил Стрип занимает не последнее место в американском обществе, ведь ей в результате смерти супруга, достается целое издание "Washington Post" и тяжелый груз ответственности не только перед компанией и ее сотрудниками, но и перед старыми друзьями политического круга Вашингтона. В отличие от сегодняшнего дня, Кэй Грем практически не ставят ни во что, открыто критикуя ее решения. Она и сама не уверена, что способна принести значительную пользу в будущее газеты. Однако, ее персонаж на протяжении фильма проходит деформации, превращаясь из нерешительной женщины в сильную и властную мира сего. Переживая прессинг как со стороны коллег, так и политиков, внутренний конфликт и огромный риск потерять абсолютно все, она принимает решение, которое непосредственно влияет на американских граждан, раскрывая им глаза на закрытые подробности Вьетнамской войны. Стивен Спилберг делает героя из человека, который не имел амбиций стать им, что очень отличительно для его персонажей. А Мерил Стрип, как актриса с 22 номинациями на Оскар, передала максимально правдоподобно все терзания и страдания героини. И хотя это слабо тянет в этом году на золотую статуэтку, упрекнуть актрису не в чем.

То же самое можно сказать и о главном редакторе газеты в исполнении не менее прекрасного актера байопиков и исторических фильмов Томе Хенксе. Как истинный редактор, преданный своему делу и бегущий за сенсацией, он является одним из главных рычагов влияния на героиню Мерил Стрип, готовый разделить всю ответственность. И тут уж стоит отметить второй немаловажный урок «Секретного досье». Газета, а переиначивая на современный лад - все СМИ, служит управляемым, а не управляющим. Иначе говоря – простым людям, общественности, а не политическим силам. Свобода слова в изданиях не должна быть продиктована сильными мира сего, а должна четко идти по своим изначально прописанным принципам. Именно эта идея картины Спилберга как никогда подходит не только американским реалиям, но реалиям абсолютно каждого демократического государства, в том числе, и Украины. В то же время, Стивен Спилберг забрасывает еще одну удочку – а стоит ли публиковать секретные материалы, способные навредить общественности и государству в первую очередь? Да, каждый зритель начинает задумываться над этой дилеммой и делает для себя определенные выводы. Именно этим фильмы подобного жанра хороши и интересны. После просмотра мы не начинаем сразу думать о том, что же скушать на ужин под просмотр новостей по телику. Подобные картины начинают воспитывать критическое мышление.

Учитывая все вышеперечисленное, у меня даже складывается определенное ощущение, что фильм намного актуальней для нашей страны, чем для Штатов и американского зрителя. Но при этом картина имеет всего лишь две номинации на «Оскар». Если с «Лучшим фильмом» можно еще согласиться (хотя есть и посильнее картины), то с «Лучшей актрисой» - Мерил Стрип – я бы не согласилась. Она прекрасна как всегда, но ничего выдающегося, на своем достойном уровне.

«Секретное досье» - это фильм не для кинотеатров и не для «развлечься» после работы. Это картина с очень далекой для нас историей, но с немаловажным посылом и уроком от выдающегося и разнопланового режиссера Стивена Спилберга. Фильм с четко очерченными рамками добра и зла, а также кучей персонажей и довольно нудным началом.

P.S. Очень забавный момент фильма в его финале, когда нам дают отсылку на еще один громкий прецедент в США – Уотергейтский скандал, который привел к отставке президента Никсона.

Настя Белова

QHA