КИЕВ (QHA) -

Сегодня известному украинскому актеру Ивану Миколайчуку, который сыграл 34 роли в кино, написал девять сценариев и создал две режиссерские работы, исполнилось бы 75 лет.

Иван Миколайчук родился за неделю до войны – 15 июня 1941 года в селе Чорторыя Черновицкой области. Был четвертым сыном в семье, состоящей из десяти детей.

Со своей будущей женой Марией Иван познакомился на репетиции. Это была любовь с первого взгляда. Позже она рассказывала:

– Глянула на него и как током меня пронзило, будто стрелы пролетели между нами.

Они поженились в 1962 году, жили отдельно, потом в коридоре общежития, пока, наконец, Ивану не выдали однокомнатную квартиру.

В кино Миколайчук дебютировал, будучи студентом, в курсовой режиссерской работе Леонида Осыки «Двое».

А всеобщее признание ему принесли роли Тараса Шевченко в фильме «Сон» и Ивана Палийчука в «Тенях забытых предков», в которых он снимался одновременно.

Режиссер Сергей Параджанов впервые познакомился с Миколайчуком на пробах «Теней».

Я не ожидал ничего особенного, поэтому поручил Ильенко провести съемки (кинопробы ред.) и ушел из павильона. Через несколько минут меня догнал возбужденный Юрий: «Сергей Иосифович! Вернитесь! Это что-то невероятное! Что-то нечеловеческое! Что-то за пределами понимания и восприятия!»

Испугавшись, что я ушел, Иван побелел, ему показалось, что он мне не понравился (так признавался актер спустя время ред.), и в нем будто что-то прорвалось. Он очаровал нас. Юный, очень взволнованный, он светился удивительным светом. Такая чистота, такая страсть, такая эмоциональность выплескивались из него, что мы были потрясены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой актер,  вспоминал Параджанов.

Участие Миколайчука в «Тенях забытых предков» принесло фильму 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них – 24 Гран-при) в 21 стране, лента вошла в Книгу рекордов Гиннеса.

Друзья вспоминали, что, несмотря на славу, Иван не «зазвездился». Поэтесса Лина Костенко писала:

Його в обличчя знали вже мільйони

Екран приносить славу світову.

Чекали зйомки зали, павільйони,

Чекало все!

Іван косив траву.

В своих героев Иван вкладывал все: душу, талант, здоровье.

Для роли Шевченко во «Сне» Иван искал и тщательно изучал разные материалы о Кобзаре, чтобы не повториться при создании образа поэта, сотворенного другими актерами.

Для роли Давида Мотузки в картине «Бурьян», актер перед съемкой допроса три дня не ел, чтобы сцена выглядела максимально достоверно.

Миколайчук был не только первоклассным актером. В фильме «Белая птица с черной отметиной» (1971) он проявил себя как сценарист.

А в картине Бориса Ивченко «Пропавшая грамота» (1972) Иван был не только исполнителем роли казака Василия, но и сорежиссером. Именно с его подачи началось использование бандуры, а ведь до этого ни в одном фильме не применяли возможностей этого инструмента.

А в 1970-х начались гонения на украинских культурных деятелей. Миколайчуку не удалось избежать обвинения в национализме. Впервые это произошло еще в 1968 году, во время съемок фильма «Аннушка». В ответ Миколайчук вспыхнул, пытаясь объяснить разницу между «национализмом» и «патриотизмом». Инцидент закончился доносом в Киев, где Миколайчука квалифицировали как «человека враждебной идеологии». Еще более осложнилась ситуация после фильма «Белая птица с черной отметиной». Ленту, которая получила Золотой приз Московского международного кинофестиваля, восприняли чуть ли не как выпад враждебных националистических сил. Актеру не раз приходилось объяснять свою позицию в различных инстанциях.

В течение 5 лет, по указаниям партии, фамилию Миколайчука вычеркивали из съемочных групп, хотя многие режиссеры хотели видеть актера в своих фильмах. И только в 1979 году, благодаря покровительству секретаря по вопросам идеологической работы Харьковского обкома КПУ Владимира Ивашко, удалось получить разрешение на съемки фильма «Вавилон ХХ» по роману Василия Земляка «Лебединая стая», в котором Миколайчук выступил сценаристом, режиссером, актером и даже композитором. В 1980 картина получила приз «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.

В 1983 году Иван написал сценарий фильма «Небылицы про Ивана», но постановку «Небылиц» ему разрешили только осенью 1986 года. Тогда он уже болел, поэтому так и не реализовал замысел.

Его жена Мария Миколайчук рассказывала:

- В последний год жизни он сильно болел. Когда лежал дома, я перенесла его диванчик из кабинета в комнату, где стоял телевизор, чтобы немного отвлечь от болей. Сам перейти Иван не мог, взяла мужа на руки, а он говорит: «Видишь, вместо того, чтобы я тебя на руках носил, ты меня носишь». Дошли до зеркала, Иван посмотрел в него и сказал: «О—о—о, Iван Васильович. Поганi справи...».

Мне кажется, он чувствовал приближение смерти. Однажды утром позвал меня колокольчиком, который всегда рядом с ним лежал. Подбегаю: «Что такое?». Он прошептал: «Нам сегодня 25». Голоса у Ивана тогда уже не было, щитовидка была «зацеплена». Попросил: «Наклонись». Я наклонилась... он меня поцеловал. Я не смогла сдержать слез... Двадцать пять лет совместной жизни.

... А через четыре дня Иван умер.

Алина Сахненко

Фото: интернет

QHA