КИЕВ (QHA) -

Современный патриотический праздник - День вышиванки - зародился в 2000-х годах в среде студентов Черновицкого университета.

Студентка-историк Леся Воронюк заметила, что некоторые ее однокурсники ходят на пары в вышиванках. Такое патриотическое поведение пришлось ей по душе, поэтому в 2006 году девушка предложила провести акцию: однажды всем одеться так в университет. Однокурсники Леси отнеслись к ее предложению по-разному, но тем не менее в указанный день многие студенты надели вышиванки.

В следующем году было решено вновь провести подобное мероприятие. На этот раз акция оказалась еще масштабнее, более того - некоторые преподаватели также пришли на занятия в вышиванках! Постепенно идея праздника вышла за пределы Черновицкого университета и распространилась сначала в западных областях, а потом и по всей Украине и даже за ее пределами. Люди устраивали массовые шествия в вышиванках, надевали их на работу и на учебу, клиентов обслуживали одетые в вышиванки продавцы, официанты, таксисты. В 2011 году на центральной площади Черновцов собралось четыре тысячи человек в вышиванках - это событие вошло в Книгу рекордов Гиннеса. Тогда же появилась традиция дарить вышиванки детям, рожденным в этот день.

«Сорочку мати вишила мені червоними і чорними нитками…»

В этот день уместно провести небольшой экскурс в историю вышиванки.

Вышитая одежда на территории Украины известна еще с древних времен. Античные историки утверждали, что первыми, кто покрывал одежду вышитыми узорами, были скифы. Вероятно, от них эта традиция перешла к трипольцам. Вышивка служила не только украшением: ее узоры были оберегами, которые должны отгонять от владельца всякое зло. Поэтому прежде всего расшивались воротник и грудь - ведь именно там, по поверью, находилась человеческая душа, и вышивка должна была оберегать ее. Древнерусские воины надевали вышитые рубашки под кольчуги, чтобы обереги защитили их в бою.

Вышивать рубашку было женской прерогативой - мужчины к этому таинству не привлекались. Обычно женщины за работой пели или читали заговоры. Поэтому некоторые ученые считают, что вышивка действительно имеет определенное биоэнергетическое поле, которое положительно влияет на человека, - ведь мастера вкладывали много хороших чувств в свои произведения.

Многие считают, что вышиванка была повседневной одеждой. Однако это не совсем так - ее надевали по праздникам, в церковь, на свадьбу или на вечеринку. У женщин существовала традиция дарить вышиванки мужчинам: матери дарили сыновьям, сестры - братьям, девушки - возлюбленным. Поэтому надевать такой ценный подарок в будни считалось кощунством. Для обычных работ была простая полотняная одежда - шапка и штаны, обычно белого цвета.

«Что ни край - то свой обычай», - говорят в народе. То же самое можно сказать и о вышивке: в каждом регионе Украины бытует своя ее разновидность. В древности вышитая рубашка служила своеобразным «паспортом», указывая, откуда происходит ее владелец.

Самые популярные сочетания цветов в украинской вышивке - красный и черный. Эти цвета символизировали единство противоположностей: день и ночь, свет и тьма, радость и печаль. Красно-черная вышивка была традиционной и на вышиванках, и на полотенцах. Во время свадьбы молодым под ноги стелили рушники, вышитые красно-черными нитками, по которым они должны были пройти, держась за руки, чтобы всегда быть вместе в печали и в радости. Поэт Григорий Чубай так писал о рушнике:

півень чорний
червоне гроно клює
і півневі тому
солодко-солодко

а півень червоний
чорне гроно клює
і півневі тому
гірко-гірко

Также в вышивке используются и другие цвета: в полесской - синий, в борщевскиой - черный и так далее.

Женская вышиванка отличается от мужской - имеет пышные рукава, расшитые на плечах. Тогда как в мужской традиционно расшивается грудь и манжеты рукавов.

Тарас Шевченко каждый раз надевал вышиванку, когда работал в своей художественной мастерской. А Иван Франко впервые надел ее вместе с костюмом, положив начало новой моде.

В ХХ веке вышивка знала периоды «расцвета» и «упадка». Так, во время Украинской революции 1917 года в патриотической среде распространилась традиция носить вышитые рубашки. В 1930-е годы, в эпоху сталинских репрессий, вышиванка из повседневной одежды превратилась в сценическую, ее часто надевали артисты, исполнители народной музыки и песен, а появление на людях в вышиванке считалась признаком «национализма». В 1950-е годы вышиванки вошли в моду, их стали носить как повседневную одежду даже за пределами Украины. Так, советский генсек Никита Хрущев любил ходить в вышиванке. Однако в 1970-е вышиванку вновь начали ассоциировать с «национализмом». Зато вышитые рубашки приобрели популярность среди диссидентов и молодой патриотически настроенной интеллигенции. Новую жизнь вышиванки обрели во времена Независимости - в 2000-х годах резко возросло количество этнических фестивалей, рок-концертов под открытым небом и других событий, участники и гости которых активно одевались в вышиванки. Вышитая рубашка стала признаком «продвинутости» и патриотизма.

На сегодня вышиванка является модным атрибутом, присутствует в гардеробе многих украинцев рядом с повседневной одеждой. В Украине распространена сеть магазинов, специализирующихся на продаже и пошиве вышиванок. Молодежь любит носить вышиванку с джинсами, сочетая таким образом традиции с современностью. В последние годы в вышиванки «одели» даже авто - появились специальные наклейки, которыми украинские автомобилисты украшают корпуса своих железных коней.

Команда QHA поздравляет своих читателей с Днем вышиванки и предлагает послушать песню «Два кольори» в исполнении Квитки Цисык:

Дмитрий Княжич

ФОТО: интернет

QHA