КИЕВ (QHA) -

На сегодняшний день снято уже достаточно много художественных фильмов с феноменом «петля времени». Конечно, самым известным из них остается «День сурка» 1993 года режиссера Гарольда Рамиса, где главную роль исполнил Билл Мюррей. Похоже, что именно после выхода этого фильма был запущен процесс производства картин с временными петлями в центре сюжета. Да и само выражение «день сурка» вошло в наш обиход благодаря работе Рамиса.

Еще качественными и интересными картинами в этом стиле я бы назвала «Грань будущего» 2014 года с Томом Крузом и Эмили Блант, а также «Исходный код» Данкана Джонса, хотя фильм однозначно лишь «на один раз». В любом случае это лишь крупица в море фильмов с идеей повторения одного дня. Вопрос при реализации подобного подхода остается один: "Как бы интереснее подать давно забытое старое?". Фильм «Счастливый день смерти» изначально, судя по трейлерам, и должен был стать лентой с интересной подачей, где комбинируется «петля времени» и поджанр ужасов — слэшер.

История нового фильма Кристофера Лэндона («Скауты против зомби») крутится вокруг стервозной девушки Три (Джессика Рот) – эдакой королевы универа, пренебрежительно относящейся к людям вокруг себя. На свой день рождения девушка просыпается в комнате студента Картера (Израэль Бруссар), однако это событие положило лишь начало ее пути, ведь к вечеру Три убивает загадочный маньяк. Но жизнь после смерти не наступает, девушка просыпается вновь и вновь при тех же обстоятельствах и в тот же день, а вечером ее опять убивает маньяк. Таким образом, Три бесконечно переживает один и тот же день. И так будет продолжаться, пока она не разгадает главную загадку: "Кто же убийца?". Но убийца — не садовник.

Объединение поджанра "слэшер" (наличие маньяка-психопата в качестве антагониста) и «петли времени» —действительное нечто новое в кинематографе. Если раньше герои других фильмов погибали то ли от рук террористов, то ли от козней инопланетян, то в данном случае девушку преследует именно маньяк. Однако назвать «Счастливый день смерти» каким-то мистическим хоррором язык не поворачивается. В отличие от других современных фильмов ужаса, где проливаются литры крови, а убийцы кромсают своих жертв на мелкие кусочки, в картине Лэндона так и не показали ни разу полноценно убийство главной героини. И в этом главное достоинство фильма. Он не скатился в нудятину, он продолжает осыпать зрителей саспенсами и скримерами. Однако все это подается в драйвовой динамике повествования и даже с некой издевкой над всеми известными нам типичными фишками фильмов ужасов. И таким образом фильм пролетает на одном дыхании длиной в полтора часа. Несомненно, «Счастливый день смерти» является очередным попкорновым кино еще и с неплохим юмором (даже удивительно, учитывая американскую любовь к пошлым шуткам).

Конечно, немалая заслуга в этом миловидной актрисы Джессики Рот, которая исполнила свою роль на славу. Ее персонаж по законам кино развивается на протяжении всего фильма, переживает абсолютно разные состояния: начиная от закоренелой стервы, безобидной студентки в отчаянии и заканчивая познавшей истинные моральные ценности девушкой. Подобные изменения мы уже видели в персонаже Билла Мюррея в «Дне сурка», что является в некотором роде отсылкой на фильм Рамиса. Рот смогла отобразить абсолютно разную палитру эмоций, и если к актерской игре можно не придираться, то к персонажу придраться хочется. 

Три ведет себя в некоторых ситуациях довольно глупо и нелогично. Вместо того, чтобы пережить день четко по плану и сорвать маску с маньяка, девушка предпочитает каждый раз менять сценарий этого дня. Вместо того, чтобы добить маньяка, когда есть возможность (прошу прощения за кровожадность), королева колледжа предпочитает просто убежать, чтобы потом снова умереть от его рук. 

Но главным недостатком фильма является даже не мотивация поступков героини, а абсолютно непонятный и странный финал из разряда «снизошло», причем на Три, а не на зрителя, потому что зритель сидит во время развязки и пытается понять, что вообще происходит на экране. Да и сама «петля времени», а точнее причины ее возникновения в жизни персонажа Рот, остается загадочным феноменом, который не имеет объяснения. Или по крайней мере, от нас его скрыли, как это было и в «Дне сурка» 1993 года.

«Счастливый день смерти» — это неплохое попкорновое кино, удачно соединившее в себе основные элементы «Дня сурка» и в большей степени высмеянные черты жанра ужасов. Однако повторного просмотра оно не стоит, а актриса Джессика Рот, вполне вероятно, еще успеет удивить нас чем-то большим в своей карьере.

Настя Белова

QHA