КИЕВ (QHA) -

За окном 2029 год. Практически все человечество пользуется всевозможными кибернетическими имплантами. Они предоставляют множество удобств, но таят в себе опасность — кибер-технологии способны сломать любой мозг. Особо отличился в подобных преступлениях хакер по прозвищу Кукловод. Поймать его нелегко, да особо серьезно поисками его никто не занимается. Однако, когда Кукловод начинает вмешиваться в политику, особый девятый отдел подключает серьезные силы по расследованию этого дела.

Долгие годы ожидания фанатов, еще более долгие и глубокие споры, постоянные изменения в съемочной команде и вот наконец-то выходит на экран экранизация японской манги и аниме «Призрак в доспехах», которая однозначно взбудоражит кинематограф. Хотя бы немножко. И только определенными нюансами. 

Тернистый и долгий путь создания

Японская научно-фантастическая манга «Призрак в доспехах» была написала Масамунэ Сиро и издана в 1991 году. Уже в 1995 году она была впервые экранизирована и получила даже сиквел, который вышел уже в 2004 году под названием «Ghost in the Shell 2: Innocence». Сериальная участь мангу также не обошла и уже японская анимационная студия Production I.G запускает одноименный сериал, который завершается в 2006 году полнометражным фильмом. И это лишь часть уже полноценной вселенной, так как еще не единожды мангу адаптировали в аниме, сериалы и фильмы. Разобраться может на первый взгляд и сложно во всех этих отвлетвлениях, но если сильно хочется, то все возможно. 

История киноадаптации манги намного прозаичней, но не менее интересная. И начинается она еще в 2008 году, когда студия DreamWorks и знаменитый режиссер Стивен Спилберг выкупают права на адаптацию оригинальной манги. Однако за весь этот период с 2008 по 2016 год менялись режиссеры, сценаристы, продюсеры и, конечно же, актерский состав. Причем главная загвоздка оказалась в кастинге актрисы именно на главную женскую роль. Сказать откровенно, то слава богам, что Марго Робби предпочла одеть костюм Харли Квинн в «Отряде самоубийц», и ее место заняла не менее сексуальная и популярная актриса Скарлетт Йоханссон. Причем студия расщедрилась на 10 миллионов долларов, чтобы Черная вдова согласилась сыграть Майора, а в ответ от потенциальных зрителей ака фанатов оригинальной манги получила волну негодования и обвинения в оскорблении чувств азиатов (главная героиня, по мнению западных фанатов, должна была быть азиатской внешности). 

Однако подбором главной актрисы вся история с «Призраком в доспехах» не закончилась. Изначально японская манга становится самым, что ни на есть, интернациональным фильмом, о чем продюсер и режиссер картины повторяли неоднократно, чтобы не просто утихомирить негодование зрителя, но и избежать больших кассовых потерь в будущем. Самым любопытным во всей критике является то, что японцы-то в принципе и не были против Скарлетт Йоханссон, а режиссер оригинального аниме Мамору Осии так и заявил, что тело у главной героини абсолютно синтетическое, а значит она может быть кем угодно, а не исключительно азиаткой. 

Наступает тот момент, когда любой желающий может купить себе билет в кино на нашумевшую киноадаптацию. Обычные зрители ждут просто грандиозной картинки, а фанаты ждут максимально приближенной к манге картины. И тут начинается самое интересное…

Обычному зрителю, который никак не знаком с оригинальной мангой или аниме 1995 года, будет интересно наблюдать за новым миром будущего, где тонкая грань между существованием человека и робота в одном теле на грани полного поглощения из-за тотальной модернизации мира огромными корпорациями. Это то будущее, по сути, к которому стремится наш мир сейчас. И в фильме действительно затрагивается вопрос, который довольно часто поднимается в фильмах о роботах: искусственный интеллект сломит человека? То есть, перед нами не просто боевик с достаточным количеством боев и экшена, а картина, которая пытается сбалансировано подать на блюдечке микс лирическо-философского фильма с боевиком. В этом киноадаптация действительно становится похожей на аниме 1995 года.

Но, к сожалению или к радости, тут уж как вам будет удобней, в фильме невозможно использовать многие элементы сюжета аниме. Дело не просто в «нежелании», дело именно в подаче картины, которая должна быть понятна зрителю, абсолютно незнакомому со вселенной «Призрака». Все долгие и глубокие монологи должны сокращаться до краткой главной сути в пару слов. Слишком закрученные логические цепочки распутываются в абсолютно другую цепь событий, максимально приближеную к оригинальной. Фильм должен быть насыщен драками и перестрелками, ибо если их нет, то это не голливудский фильм (сарказм, - ред.). О, побольше клише, без них тоже голливудский фильм - не фильм. А концовка должна быть обязательно другой (по крайней мере тут, в голливудской версии)! И, кстати, концовка «Призрака в доспехах» так и кричит, что, если кассовые сборы будут поразительно высокие, то нас ожидает как минимум еще один фильм, а как максимум – конвеер. 

Серьезная потеря киноадаптации однозначно состоит в нераскрытых второстепенных персонажах, истории которых хочется узнать. Да, мы уже поняли, кто такая Майор, но почему не рассказать чуточку больше о таком колоритном герое как Бато, например? Получается, что второстепенные персонажи хоть и влияют минимально на развитие событий, все равно остаются массовкой или декорациями. Данный недостаток может быть специально просчитанным, ведь таким образом можно продолжать собирать деньги на картинах об отдельных персонажах. 

Ох, и стоит также отметить, что Скарлетт Йоханссон весьма неплоха в роли Майора. Но если вы идете на фильм ради ее сексуальности, то не стоит. Ее тут практически нет за всеми механическими действиями персонажа и дефицитом эмоций. И то, по сравнению с Майором из аниме, она еще и слишком эмоциональная для персонажа с искусственным телом. То ухмылочкой где-то блеснет, то едва дрожащей губой покажет страх. Все-таки Голливуд играется с человеческими чувствами в теле робота. 

А что же получает фанат, разбирающийся во Вселенной "Призрака", во время просмотра картины?

Наверняка, мало кто из аудитории голливудских блокбастеров читал первоисточник: мангу Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» (Kōkaku Kidōtai), изданную в 1991 году. Гораздо большую известность приобрели анимационные экранизации, поэтому не сравнивать новый фильм с аниме все же никак нельзя. 

Сценаристы и продюсеры собрали эффектные сцены и ярких персонажей с нескольких полнометражек и сериала, перемешали и подогнали не слишком сложный сюжет под картинку, может быть, даже пытаясь соответствовать духу киберпанка. Но в итоге получился довольно средний экшн-муви, который у неподготовленного зрителя вызовет множество вопросов, а у любителей оригинального аниме - недоумение. Ведь клишированный сюжет, выстроенный на мести объекта неудачного эксперимента корпорации-монополисту не дотягивает до накала взаимоотношений самозарожденного искуственного интеллекта с окружающим его, пусть кибернетизированным, но все же человечеством, со своими интригами. Да и завязка сюжета фильма Руперта Сандерса четко разделяет черное и белое, не позволяя проявиться оттенкам.

Главный недостаток фильма 2017 года - это даже не упрощение сюжета, не очевидные ляпы и явно вырезанные сцены, а изменение характеров главных и второстепенных персонажей и недостаточная их проработка. В аниме 1995 года Майор полностью оправдывает свое звание, превратившееся в прозвище. Она руководит операцией, отдает приказы, принимает непростые решения. В фильме же её показали, как своенравную и независимо-отрешенную. Бато из сурового спецназовца, который все же очень близок с Кусанаги и, по-своему, заботится о ней, превратился в стандартного дуболома. Во второй части аниме он начинает заботиться о собаках после исчезновения Майора, потому что чувствует душевную пустоту. Согласитесь, это гораздо глубже, чем простые слова из фильма, что он любит собак больше людей. Второстепенные персонажи вообще остаются декорацией, никак не дополняя и даже не оттеняя характеры протагонистов.

О, и конечно же, Голливуд решил совершить главное преступление по отношению к фильму, максимально приближенному к аниме якобы, - убрать само понятие «призрака». В аниме 1995 года под этим словом подразумевался ментальный образ, оцифрованная душа киборга или человека, которую можно взломать, хакнуть, перемещать или полностью удалить. 

Визуальные эфекты на высоте, очень глупо с этим спорить. Вообще при просмотре фильма создается ощущение, что 75% картины - это чисто визуальные эффекты. То есть, не то фильм, не то взрослый такой мультик. Однако, невзирая на всю масштабность, иногда появляется ощущение, что нарисовано плохо. Вот так плохо, что ты неподсознательно начинаешь кривиться. Формат IMAX 3D однозначно приносит удовольствие сидеть в кинозале, но в тоже время показывает все непроработанные художниками нюансы и элементы картинки. 

С чем еще невозможно спорить - так это с тем, что атмосфера фильма действительно потрясающая. Она заставляет тебя поверить, что ты находишься именно в 2029 году. И дело не только эпохальных 3D-голограммных билбордах огромного футуристичного города, но и в таких элементах, как заброшенные и забытые людьми здания, которые в оригинальном аниме несут свое значение, потерянное в самом фильме. 

Последней действительно приятной каплей всей картины становится восхитительное музыкальное сопровождение от композиторов Лорна Бэлфа и Клинта Мэнселла. Вот именно музыкальный элемент становится максимально ближе всего к оригинальному аниме 1995 года. 

Как итог – сходить на «Призрак в доспехах» можно. Но фанатов ждет разочарование, в то время как обычных зрителей -  хотя бы малая толика удовольствия. Но то, что картину необходимо смотреть на большом экране, это однозначно. Хотя бы один разок. 

Сергей Седых, Настя Белова

ФОТО: интернет

QHA