КИЕВ (QHA) -

Довольно непривычно наблюдать ситуацию, когда практически каждую неделю на большие экраны наших кинотеатров выходит один за другим фильм из-под украинского пера. Это и ко-продукции, и чисто наши фильмы. Это и драма, и комедия, и триллеры. Конечно, хотелось бы, чтобы радовал не только факт их выхода, но еще и удачная реализация кинопроектов. Но, к сожалению, так бывает не всегда и новая трагикомедия или комедия, или житейская драма «Припутни» доказывает это.

Синопсис.
На одной из автобусных остановок Нежина провинциальный таксист Юра случайно встречает молодую девушку Свету. Коротенькие шортики Светы заставляют таксиста нажать на тормоза. Света и ее мать соблазняют Юру определенной суммой денег на поездку в Припутни - забытое Богом и людьми село. Этот короткий визит к Светиной бабушке Зине для женщин - ежегодная обременительная обязанность.

Из-за невероятного стечения обстоятельств Юра вынужден остаться в деревне - теперь вообще неизвестно, когда он доберется домой и какие еще неожиданности приготовила ему судьба. Женщины, конечно, ничего об этом не знают, они заняты своим: выясняют отношения. Семейные тайны, извечный конфликт поколений и ... неожиданная правда.

Проект фильма «Припутни» стал победителем восьмого конкурсного отбора Государственного агентства по вопросам кино в 2016 году, получив половину необходимых финансовых средств на свою реализацию (бюджет картины составляет 8 миллионов гривен). Сам сюжет построен на пьесе Романа Горбика «Центр», сценаристом и режиссером выступил Аркадий Непиталюк, для которого это уже второй режиссерский опыт - первым стала короткометражка «Кровянка».

Нечастая практика, когда жанровая принадлежность фильма разнится на различных сайтах о кино или из уст любителей кинематографа. Однако некоторые относят фильм «Припутни» к комедиям, кто-то - к трагикомедиям. В конце концов, еще и интернет подсказывает, что это социальная драма, а сам постер громко заявляет, что перед нами «житейская комедия». Понятие довольно-таки конкретное и может вмещать в себе действительно немного драмы и смеха. И, в принципе, это мы и видим с самого начала фильма и до его конца. Другое дело – как нам показали ту самую «житейскую комедию».

Сразу что вбивается в твою голову и долго не покидает - это наличие такого приклеенного к нам суржика. Это первая полнометражная картина, где диалоги практически полностью ведутся на миксе украинского и русского языков. И если вам может показаться, что сделано это с целью рассмешить нас, то спешим развеять данную мысль. 

Как заявляет съемочная команда, суржик помогает зрителям максимально проникнуться атмосферой небольшого села где-то в Черниговской области. С одной стороны, можно понять данный порыв показать не идеальных украинцев, а просто наших современников с драмами сельского масштаба. Кто-то может на подобный ход режиссера и продюсеров плеваться, ругаясь, что в украинском кинематографе украинцев опять показывают необразованными. Но в этом и суть, что идеальных украинцев показывать - значит не вызывать никакой отдачи от зрителя, подобные идеалы никому не интересны и даже не нужны. С другой стороны – сколько можно говорить о наших неевропейских селах с нашими огромными отличительными чертами характера, которы могут быть не по нраву иностранному зрителю. В любом случае наличие приема с использованием суржика – это однозначно дело на любителя. Однако в атмосферу погрузили, с этим тяжело поспорить.

Касательно сюжета, то тут все довольно просто. Мать и дочь собираются к своей бабке в село Припутни, волею судьбы встречают таксиста Юру, который только что жестко расстался с девушкой и который соглашается их отвезти. Далее наши герои ссорятся, мирятся, доезжают до места назначения, снова ссорятся, снова мирятся, далее следует кульминация с горящей машиной и абсолютно невнятное окончание. 

Казалось бы, столь динамичный сюжет ну просто обязан нас заинтересовать, хотя бы постоянными переменами. Да что там. Начало фильма дарит зрителю завязку сразу нескольких сюжетных линий. Однако какого-либо четкого развития  каждой из них так и не произошло. Вместо открытого финала осталось ощущение недосказанности, будто мы посмотрели только первую серию многосерийной комедии. Однако доля драмы во всей происходящей вакханалии есть. И это не клишированная драма какого-то глобального масштаба, это те сельские зарисовки, которые действительно существуют в наше время. Фильм успевает поднять разные темы, начиная от желания покинуть Богом забытое село и заканчивая ранней беременостью.

Что еще радует, но не на 100%, так это игра актеров. Многие из них совсем еще новички. Но со своими персонажами они однозначно справились. Некоторые актеры, например, Дмитрий Хомяк, бок о бок жили с персонажами, которых они сыграли в «Припутнях». Да и каждый из нас, зрителей, встречался с подобными людьми. Так что, то, что мы видим на экране, внушает доверия благодаря хорошей актерской игре. Правда, Юлия Врублевская  местами  то не доигрывала, то совсем переигрывала. А так - персонажи реалистичные, живые, местами карикатурные. Но практически не развивающиеся. 

С комедийной частью фильма тоже оказалось все не так и хорошо, как хотелось. Возможно, создатели делали ставку на словесные перепалки персонажей, щедро приправленные непечатной лексикой, однако такой ход лично у меня вызывал недоумение и, иногда, отвращение. Можете называть меня снобом, но юмора в этом нет, к тому же у меня есть знакомые бабушки, которые на самом деле разговаривают на таком матерном суржике, так же невпопад черно шутят про кладбище и проявляют своеобразную заботу о близких, не стесняясь при этом в выражениях.

Операторская работа вызывает вопросы. Например: "Почему оператору не дали штатив?". И если иногда это оправдано подвижными планами из-за спины персонажа, то в других сценах камера могла бы быть более статична. Глаз не режет, но со временем надоедает. Да и с тем же планами "в затылок" авторы перестарались. 

Что также действительно порадовало – это отличное музыкальное сопровождение от группы «Вопли Видоплясова». К творчеству Олега Скрипки претензий нет, саундтрек яркий и мощный. Однако при этом он не отвлекает все внимание на себя, идеально вписываясь в происходящее на экране.

И, как итог, можно сказать, что авторы снова обожглись на идее, близкой кинематографу всего постсоветского пространства - показать жизнь, как она есть. Без приукрашиваний, идеализации и т.д. Но подавляющее большинство зрителей видит ровно такую же жизнь и вне кинотеатров. А если режиссеру и продюсерам реалии украинского села кажутся смешными, то можно спросить, сколько еще нам ждать фильмов на эту тему?

Сергей Седых

QHA