КИЕВ (QHA) -

PostPlayТеатр, соучредителями которого являются крымские режиссеры Галина Джикаева и Антон Романов, отметил официальную годовщину своего создания актуальным спектаклем под названием «Вам здесь не демократия». Этот нонконформистский театр, или скорее антитеатр, как его называют учредители, заявил о себе острыми, неудобными для власти, иногда скандальными постановками, которые провоцируют зрителя, заставляя его переосмысливать бытие и отвечать на иногда болезненные и ранее табуированные вопросы. Многих это заставляет возвращаться сюда вновь и вновь.

Вот и спектакль «Вам здесь не демократия» собрал аншлаг. Зрители, пришедшие на эксклюзивный показ спектакля, объясняют, что тема, которая затрагивает отношения гражданина и чиновника, не может быть неинтересной, тем более, когда она показана сквозь призму историй переселенцев из Крыма и Донбасса.

Четыре актера – четыре истории, которые пугают своей правдивостью и откровенностью. Каждое слово будто режет по живому, потому что так напоминает твою собственную жизнь. Сначала действо вызывает смех, ведь сам себя обманываешь, думая, что твое существование не может быть настолько бессмысленным. Однако с каждой минутой границы между игрой и реальностью стираются, и в конце концов зритель вынужден дать откровенные ответы на вопросы: чем является для него Украина, как он понимает демократию и кто его враг?

– Этот спектакль – трамплинчик для более глубоких размышлений. Почему до сих пор мы не можем выйти на действительно демократический путь развития государства? Поработать над проблемой «совка» в головах не только тех людей, которые держат власть в нашей стране, а и простых граждан, ведь мы позволяем делать с нами то, что происходит в нашей повседневной жизни. К сожалению, этот сталинизм живет в нас, и украинская ментальность не готова его искоренить. Мы способны на революцию, но на эволюцию, на длинную дистанцию у нас не хватает дыхания. А надо отрабатывать как раз потенцию на длинную дистанцию, – говорит соучредитель театра Галина Джикаева.

Режиссер отмечает, что форма представления в виде «троллинга» – не случайна.

– Это попытка почувствовать, в какой форме можно говорить об этих проблемах – констатации, вопроса или провокации. Хотелось бы спровоцировать зрителя на какой-то протест. Мы не хотим, чтобы люди воспринимали театр как окончательную инстанцию. Театр может вызвать бурю эмоций, но он не указывает, как жить, а ставит вопросы, – объясняет она.

Проект был инициирован ОО «Институт Республика», три переселенца от которой – из Мариуполя, Горишних Плавней и Ужгорода – откровенно рассказали свои истории. Команда PostPlayТеатра посетила эти города, поговорила с общинами и устроила интересные дискуссии. Для представления в Киеве был добавлен еще один герой – киевлянин.

Театралы отмечают, что этот спектакль – не полноценный, скорее эскиз будущей большой работы.

– Сейчас спектакль «Вам здесь не демократия» стал первой ступенью в нашем большом проекте под рабочим названием «Декоммунизация?». Готовы ли украинцы попрощаться с советскими временами? Абсолютно ли это отрицательное явление? Можем ли мы извлечь из этого опыта что-то положительное? Может ли наша система работать путем самоорганизации? Есть ли в Украине место горизонтальным связям или, возможно, мы хотим только вертикальных? Поэтому до конца сезона будем изучать эту большую тему, – отмечает шеф-драматург театра Дэн Гуменный.

Частью представления стало обсуждение сыгранной темы между зрителями и театральной труппой. Проблема забюрократизированности украинского общества вызвала острую дискуссию, в ходе которой все присутствующие искали ответы на вопросы, почему это сейчас происходит с украинцами и что является причиной – генетическая память, ущербность в воспитании детей как граждан своей страны или отсутствие внутреннего и внешнего регуляторов отношений человека и государства?

Что будет с театром дальше, художники не могут спрогнозировать. Сегодня они гастролируют по городам Украины, что сложно и довольно дорого для театра, который живет только благодаря поддержке зрителей. Художники самостоятельно платят аренду, коммунальные услуги, покупают необходимое.

– В 2017-м мы доиграем сезон, проиграем те темы, которые изучаем. Затем соберем зрителей, театральные труппы, резидентов и решим, нужен ли в Украине такой театр. Мы готовы принять и такую позицию, что Украине подобный театр не нужен, – тогда станем искать место, где мы будем более полезны, – делится планами на будущее Дэн Гуменный.

Однако зрители не согласны с таким мнением, ведь они любят PostPlayТеатр за его остроту и открытость и с нетерпением ждут новых постановок.

– PostPlayТеатр – это честность, необычность. Для меня важно прямое общение, которое я нахожу в этом театре. Я попала сюда через одну свою знакомую, которая является здесь актрисой. И что важно – она волонтер, как и я, мы знаем друг друга с 2014 года.

В будущем хотела бы увидеть здесь спектакль о современной жизни волонтеров. Я не боюсь говорить, что я волонтер, хотя то, что сейчас происходит в волонтерском движении, – неоднозначно, – делится впечатлениями и мыслями волонтер Елена Луговая.

Крымский историк, координатор ОО «Таврическая гуманитарная платформа» Андрей Иванец – постоянный посетитель театра. По его мнению, именно такой театр, который позволяет почувствовать нерв современности, очень нужен сегодня украинцам.

– PostPlayТеатр посещаю регулярно, потому что это нонконформистский, интересный, экспериментальный театр, который позволяет не расслабиться, а подумать, посмотреть на наши сегодняшние проблемы, наиболее актуальные и горячие, с необычного ракурса. Необычные документальные спектакли, которые позволяют почувствовать нерв современности, особенно если они представлены в художественной интерпретации, что помогает увидеть ситуацию с другой точки зрения. На спектакли постоянно приходит публика, и это свидетельствует о том, что такой театр украинцы воспринимают. Обсуждение после спектакля – это некий второй акт участия зрителя в театральной и реальной жизни. Многие украинцы мыслят по-новому, по-европейски, и именно для них – это естественный театр. Но даже сторонникам консервативного театра нужно прийти сюда, просто чтобы попробовать, что это такое – на вкус, на ощупь, на вкус, на взгляд...

Среди моих любимых спектаклей – «Ополченцы» (режиссер Антон Романов) и «Чуть больше кислорода» (автор – Анастасия Косодий, режиссер – Ната Витченко). Последний я рекомендую всем, кто хочет не просто развлечься, а прикоснуться к глубокому искусству.

QHA