КИЕВ (QHA) -

В основу новой серии работ художницы лег древнегреческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя, превратившись в белого быка и увезя ее на своей спине. Как гласят легенды, именно от их близости родились первые цари Крита, давшего начало греческой цивилизации.

Таким образом, в этой серии, а впрочем, и во всех предыдущих, как то «Испания без корриды», Ольга Петрова обращается к самим истокам европейской цивилизации, ведь Эллада – это колыбель европейского искусства.

– Миф о Европе и быке – одна из важнейших мифологем, и этот образ вс время наращивает в себе другие истории. Ведь история о похищении Европы имеет под собой не только тот первичный древнегреческий миф, но и произведения Пикассо, например, Матисса и многих других, которые к этой мифологеме обращались,  считает заместитель директора музея по научно-исследовательской работе Елена Живкова.

Талантливо изображая взаимоотношения Зевса в образе быка и Европы, художница по-своему переосмысливает прежде всего женский образ, придавая ему большую глубину и многогранность, особенно в контексте феминистических веяний в мире, поскольку в произведениях авторов предыдущих эпох, которые обращались к этому мотиву, Европа всегда представала пленницей быка. В работах Ольги Петровой – это совсем другая женская роль. На ее картинах Европа выступает завоевательницей, иногда соблазнительницей и всегда победительницей.

Но это не единственный лейтмотив представленной серии работ художницы. На многих полотнах отчетливо видна и антивоенная направленность.

Как говорит сама Ольга Петрова, через образ воплощающего в себе агрессию и войну быка, который своеобразно вторгается в жизненное пространство Европы, символизирующей спокойную мирную жизнь, она хотела показать влияние на Украину тех драматических событий, которые произошли в ней на протяжении последних лет.

– В основу легла тема быка и войны. Все разговоры о женщине, мужчине, отношениях также присутствуют, но... в такое неспокойное и драматическое время, когда мы ничего не можем поделать работаем, рисуем, преподаем, а оно все время в голове крутится... Так вот, тема быка для меня – символ жестокости и грубости. Минотавр – злая сила, которая все время требует человеческих жертв. Собственно, с этого я и начинала.

– Невозможно жить в наше время и не чувствовать, что творится с нашей страной. Схожий символ был у Пикассо. Если мы вспомним «Гернику», то бык, который там появляется, символизирует навалу чужестранцев. Так и здесь  бык очень полисемантический. Это довольно универсальный символ, в который можно вложить много смыслов, и один из них – безусловно, это страшное лицо войны, отметила Елена Живкова.

Выставка Ольги Петровой будет работать в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 5 марта.

Роман Кот

ФОТО: Сервер Бекиров

QHA