АНКАРА (QHA) -

Анна Паленчук – один из самых известных и успешных кинопродюсеров в Украине. На ее счету – работа над такими лентами, как «Истальгия», «Мариуполис», «Родные» и «Наша Надежда». Она неоднократно представляла отечественные фильмы на международных фестивалях, а также организовала в Киеве Неделю украинского кино в поддержку политзаключенного режиссера Олега Сенцова. 

Об этом и многом другом Анна рассказала корреспонденту QHA в столице Турции, где она принимала участие в Анкарском международном кинофестивале. Там была продемонстрирована подборка украинской анимации и состоялся показ полнометражного мультфильма «Никита Кожемяка», который несколько ранее уже покорил турецкую публику. 

Первую часть интервью читайте здесь.

QHA: Вы уже довольно долго работаете в киноиндустрии. Как считаете, с какими трудностями сегодня сталкивается украинский кинематограф? В каком он состоянии?

Украинский зритель формируется прямо сейчас. Благодаря Революции Достоинства мы стали возвращаться ко всему украинскому. Мы стали покупать украинскую одежду, слушать украинскую музыку, проводить по всей стране украинские ярмарки. Это возвращение к истокам во всех сферах нашей жизни. 

Но в киносфере не произошло такого бума на украинское кино. И в этом не виноваты зрители, никто в этом виноват. Возможно, наше кино рассказывает о таких темах, которые неинтересны нашему зрителю. Когда украинские ленты транслируются в кинотеатрах, то стоимость билетов на них такая же, как и на голливудский блокбастер. Но блокбастер создается иногда за 50, а иногда и за 100 миллионов долларов. А украинский фильм стоит гораздо дешевле, и конечно, его качество не столь высокое, как у рядового голливудского экшен-фильма. То есть мы обязаны бороться за зрителя и конкурировать с очень мощными работами. 

Правда, сейчас началась внутренняя конкуренция. Если раньше украинских лент создавалось около 10 за год, то сейчас только в производстве находится приблизительно 50 проектов. То есть будет намного больше внутренних украинских фильмов, которые затем будут ездить по фестивалям и выходить на большой экран за пределами Украины. 

Украинская киноиндустрия сейчас «беременна», а вот кого она родит – мы еще увидим. Наш кинематограф и наш зритель сейчас находятся на этапе развития. Сейчас уже неправильно и непрофессионально просто делать фильм и выпускать его в кинотеатрах. Необходимо заниматься и продвижением фильма еще на начала его производства. И очень важно ездить по разным фестивалям, знакомиться с коллегами, набираться опыта от иностранных профессионалов и затем реализовывать его в Украине. 

QHA: Анна, Вы уже считаетесь успешным кинопродюсером на просторах Украины, о Ваших работах говорили и продолжают говорить. Однако почему Вы выбрали именно продюсерское дело? Не думали хоть раз занять место режиссера?

Знаете, режиссер должен много думать, он не может уйти со съемочной площадки, ведь без него никаких съемок не может быть. Съемок не может быть и без оператора, и без гримера, например. А я как продюсер все же могу уйти с площадки. Куда-то поехать, представить фильм. Это шутка...

Каждый занимается своим делом. Я занимаюсь продюсированием, потому что не каждый рискнет взять на себя ответственность. Значит, надо брать ее на себя. Я ее беру, потом жалею об этом, конечно, но довожу все до конца. И когда все довольны, я понимаю, что выбрала продюсирование не просто так – пожалуй, это моя миссия. Причем я стараюсь не только продюсировать украинское кино, но еще и продвигать его за границей. Готовлю Недели украинского кино во многих странах. Общаюсь с организаторами фестивалей, предлагаю им украинские программы. И это классно – контактировать с разными людьми и объединяться вокруг одной идеи. 

По-моему, все, что произошло в Украине и еще происходит, идет нам на пользу. Например, с какой отдачей работают наши посольства в других странах, как много они готовят и организовывают различных событий  и приглашают принять участие нас – кинематографистов, театралов, эстрадников и так далее. Посольство Украины в Турции тоже делает большое дело для продвижения не только украинского кино, но и украинской культуры и Украины в целом. 

Вторую часть интервью читайте здесь.

QHA: Пожалуй, у каждого создателя – режиссера или продюсера – есть творение, которым он гордится больше всего. Есть ли у Вас такой проект? Расскажите о нем, пожалуйста. 

Каждый проект по-своему сложный, близкий, но есть проект, которым я горжусь.

Я помню, когда арестовали кинорежиссера Олега Сенцова, наши кинематографисты выходили на митинги, подписывали какие-то петиции, собирали деньги. Однако спустя несколько месяцев я заметила, что все начали забывать о нем. Необходимо было сделать нечто такое, что бы напомнило о нашем заключенном коллеге. Тогда я обзвонила своих друзей по работе, коллег и предложила показать все наши фильмы, собрать за это деньги и передать Олегу на адвокатов и его семье. Абсолютно все согласились, и мы за две недели организовали Неделю украинского кино в поддержку Олега Сенцова. Это было в сентябре 2014 года. 

И знаете, в итоге мы получили не только стопроцентную поддержку рекламщиков и СМИ – мы получили зрителя. Люди пришли в таком количестве, что не хватало мест в зале. Нам приходилось приносить дополнительные стулья и пуфы, зрители сидели буквально на полу. Когда на сцену вышли украинские режиссеры и продюсеры представлять свои фильмы, они чуть не плакали. Для них это было первое такое крупное внимание украинского зрителя к украинскому продукту. И солидарность с Олегом. 

Эта неделя перевернула всю мою жизнь. Я поняла, что хочу работать дальше не только на себя и компанию, но я хочу работать ради людей, ради продвижения украинских фильмов, ради наших талантливых коллег. 

Могу сказать, что я, пожалуй, успокоюсь только тогда, когда Олег Сенцов выйдет на свободу.

Беседовала Настя Белова

QHA