АНКАРА (QHA) -

Анна Паленчук – один из самых известных и успешных кинопродюсеров в Украине. На ее счету – работа над такими лентами, как «Истальгия», «Мариуполис», «Родные» и «Наша Надежда». Она неоднократно представляла отечественные фильмы на международных фестивалях, а также организовала в Киеве Неделю украинского кино в поддержку политзаключенного режиссера Олега Сенцова. 

Об этом и многом другом Анна рассказала корреспонденту QHA в столице Турции, где она принимала участие в Анкарском международном кинофестивале. Там была продемонстрирована подборка украинской анимации и состоялся показ полнометражного мультфильма «Никита Кожемяка», который несколько ранее уже покорил турецкую публику. 

QHA: Здравствуйте, Анна. Очень рады приветствовать вас в Анкаре. Расскажите о своих впечатлениях от кинофестиваля, пожалуйста. Как думаете, оценили зрители украинскую анимацию?

Анна Паленчук: Я считаю, что анимация – универсальный продукт. Любой анимационный фильм можно дублировать и показывать в совершенно разных странах. Главное кроется ведь в его содержании и ценностях, которые демонстрируются. Лента «Никита Кожемяка» – это добрая-добрая украинская сказка, которая рассказывает о мужественном мальчике в вышиванке. В Анкаре показ прошел, конечно, на турецком языке. Но ведь анимацию можно смотреть на абсолютно любом языке. Я видела, что реакция зала была доброжелательной, люди смеялись, было много детей. Думаю, всем понравилось. 

QHA: Почему на фестивале решили продемонстрировать именно украинскую анимацию, а не полнометражный фильм, например?

А. П.: В Украине сейчас бум в кинопроизводстве. Много украинских фильмов получают финансовую поддержку от Государственного агентства Украины по вопросам кино. Среди них – авторские, документальные, полнометражные, массовые фильмы, которые идут в кинотеатрах. И есть анимация. Анимация – универсальный продукт, повторюсь. Нынешние документальные фильмы в Украине имеют политический окрас. Возможно, что к такому политическому окрасу публика в Анкаре еще не привыкла. И именно потому анимация может шире рассказать о нашей стране. 

QHA: А насколько важно Украине вообще развивать киноиндустрию?

А. П.: Это важно. С моей точки зрения, это должно быть государственным приоритетом. И речь не только о кино, а вообще о культуре, так как она на протяжении 25 лет независимости Украины находится в упадке. И только на каких-то гражданских позициях, благодаря постоянной работе некоторых государственных органов, наша культурная индустрия встает с колен. Сейчас выделяется большее финансирование на кинопроизводство. 

Вот пару недель назад был принят новый закон о кинематографе, которого мы ждали еще 15 лет тому назад. Раньше все кинематографисты работали по советским стандартам, которые не стыковались по многим параметрам с европейским законодательством. Когда мы участвовали в копродашн фильма (совместное производство фильма несколькими странами. – Ред.), мы всегда были «бедненькими родственничками», потому что мы не могли быть уверены, что все наши действия в рамках законодательства легальны. Но теперь с этим все будет хорошо. В новом законе о кино много нововведений, которые не только легализируют определенным образом нашу работу, но и создадут новые рабочие места. 

Из нововведений, например, в Украине теперь будет работать cash rebate – система, которая позволяет иностранным продюсерам приехать в нашу страну, потратить там определенное количество денег и 16,6% легально вернуть из украинского бюджета назад на свои счета. Такая система работает по всему миру. И многие страны демпингуют таким образом, предоставляя возможность возвращения денег. Теперь она будет работать и в Украине, что даст возможность когда-то привезти в нашу страну голливудские или европейские проекты. Потому что любому продюсеру очень важно вернуть хоть немного из потраченных на производство денег. 

Также Агентство будет частично финансировать сериалы. Благодаря запрету на трансляцию российских сериалов в Украине начался бум сериального производства. Но одна серия в Украине сейчас стоит очень мало. Мы не можем быть конкурентоспособными и не можем выдавать конкурентоспособный продукт. Поэтоу пока невозможно продавать украинские сериалы по всему миру.  

QHA: Вы продвигаете украинский кинематограф за границей. Какой идеей при этом Вы руководствуетесь? Какую цель преследуете? 

А. П.: Кино – универсальный инструмент, его смотрят в любой стране. И кино – это культура, от которой человек может получить определенный смысл.

Есть украинские фильмы не просто развлекательного характера, а такие, которые доносят моменты нашей истории. Например, «Хайтарма» или картина Олеся Санина «Поводырь». Человек, ничего не знающий о нас, из фильма познает тяжелые и сильные страницы нашей истории, которые сформировали наше отношение к жизни, ментальность. Эти страницы истории показывают, почему мы, наша небольшая страна Украина, уже три года мужественно стоим против огромного северного соседа-агрессора, который отобрал Крым, дестабилизирует ситуацию и разжигает войну. Хотя находятся и те, кому кажется абсурдом, что Украина продержалась уже три года... 

Европейцы, мало знающие о нас, долгое время раньше не разделяли Украину и Россию на два разных государства. Когда я приезжала на кинофестивали и меня спрашивали, откуда я, то я говорила, что из Украины. В ответ я слышала: «О, так это Россия». И очень тяжело было доказать, что Украина – это не Россия. Революция Достоинства дала понимание всему миру, что Украина – это не часть России, что мы – отдельная страна. 

И знаете, благодаря фильмам мы можем постоянно говорить, что мы отдельная страна со своей историей, ментальностью и культурой. Мы можем рассказывать о наших принципах и о том, что именно мы несем в мир. И делать это на универсальном языке – кинематографическом, который воспринимается во всем мире. 

Например, я продюсировала документальный фильм «Родные» Виталия Манского. Это был копродакшн Украины, Латвии, Германии и Эстонии. Семья Виталия Манского живет во Львове, Одессе, Севастополе, на Донбассе и в Киеве. И получается, что его родня разделена этим конфликтом. И ведь эта семья не одна такая в Украине... Этот фильм показывали во время Недели украинского кино в Брюсселе. Одна гостья из Нидерландов после показа подошла к Виталию и рассказала, что она во время референдума в своей стране пошла и проголосовала против Украины. Но после этого фильма она осознала, что сделала ошибку, о чем и сказала Манскому. Она поняла, кто такие украинцы и почему они так рвутся в Европу. 

Продолжение следует...

QHA