КИЕВ (QHA) -

Уходящая осень была чрезвычайно плодотворной для украинского кинематографа. Среди киноновинок отечественного производства, помимо «Гнезда горлицы», необходимо отметить еще одно интересное творение  фильм режиссера Алены Демьяненко «Моя бабушка Фанни Каплан».

Это историческая драма на основе журналистского расследования, которое продолжается по сегодняшний день. В центре сюжета – проникновенная история любви Фанни Каплан, которая разворачивается на фоне революционных событий начала ХХ века. Запутавшись в отношениях с двумя мужчинами – революционером Карским и доктором Дмитрием Ульяновым, – уязвимая Фанни становится жертвой обстоятельств. Чувства толкают ее на отчаянный шаг, который ведет к неминуемой гибели, – покушение на Ленина.

О сложностях, нюансах и особенностях работы над кинолентой журналистам рассказала творческая команда и гости пресс-конференции: режиссер Алена Демьяненко, исполнительница главной роли Катерина Молчанова, директор кинопрокатной компании «Вольга Украина» Вероника Ясинская и глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко. 

Уже название ленты вводит зрителей в курс дела, поясняя, о каких временах пойдет речь. Как рассказала корреспонденту QHA Алена Демьяненко, оно напрямую связано с выражением «добрый дедушка Ленин». Но фильм не посвящен критике покушения Каплан на названного «дедушку».

Это яркий пример фильма, который оказывается не совсем тем, что ты ожидал увидеть, подчеркнул модератор Александр Гусев, одним из первых посмотревших новый продукт украинского производства:

Украинские исторические фильмы опровергают советские штампы и мифы и заменяют их другими мифами. Создатели этой картины отказываются от образа безумной революционерки и заставляют усомниться в способности отделять правду от лжи, в способности установить историческую истину. Этот фильм показывает, как частные подробности личной жизни оказывают воздействие на судьбы целых народов.

Говоря о персонажах и, собственно, о Фанни Каплан, Гусев подчеркнул, что фильм показывает нечто большее, чем какая-либо идеология: 

Фильм показывает, что за лозунгами и патетикой скрываются обыкновенные, заурядные люди со своими мелкими заботами. И образы как самой Фанни Каплан, так и других героев намекают, что люди надевают терновый венец не из-за приверженности неким идеологическим убеждениям, а из-за своих комплексов, неудач, разочарований. Они жертвуют собой не ради своего народа, а ради своих личных иллюзий, любви и чувств. 

Как и «Гнездо горлицы», фильм о Каплан пережил не самые лучшие времена в вопросе финансирования из-за происходивших в Украине событий. Съемки ленты стартовали в декабре 2013 года, а завершилась работа только в феврале 2016-го. Надо учесть и целый год «заморозки» проекта в связи с оккупацией Крыма, войной на Донбассе и экономическим кризисом. В целом бюджет составил 22 миллиона гривен, из которых 11 миллионов выделило Государственное агентство Украины по вопросам кино. Несмотря на столь скромный бюджет, назвать качество последних украинских фильмов низким невозможно, отметил Филипп Ильенко. 

Но главная изюминка истории о Фанни Каплан – отсутствие десяти страниц в расследовании ее покушения на Ленина. Как рассказала режиссер, фильм строился на основе документов, то есть допросов и показаний Каплан. А те самые десять страниц, вырванные из дела, отображают роман героини с братом вождя пролетариата. И именно этот период показан в киноленте – как предположения, основанные на личных письмах.

В качестве саундтреков к фильму звучат композиции «Обещание» украинской певицы крымскотатарского происхождения Джамалы, которая сразу же согласилась на сотрудничество, и «Лети» группы Vivienne Mort. 

Также творческая команда призналась, что существует две версии фильма. Украинские зрители увидят в кинотеатрах более полную, с двумя временными линиями.

QHA