КИЕВ (QHA) -

Через одно-два десятилетия фильмам Даррена Аранофски, равно как и Кристофера Нолана, можно будет посвящать толстенные научные труды. Гениальность обоих режиссеров состоит в их невероятной и уникальной подачи историй, миксе давно известных приемов кинематографа и, пожалуй, невероятной чуйке на подбор актеров. И оба этих режиссера никогда не смогут получить Оскар в номинациях «Лучший фильм» из-за постоянных разрывов кинематографических шаблонов. 

Новый фильм «мама!» (именно с маленькой буквы и с восклицательным знаком) обладает не самым красноречивыми трейлерами и синопсисом. Точнее они интересны, возможно даже типичны, но если вы с ними ознакомились, то просто сотрите из памяти эти воспоминания. В них абсолютно нет смысла, так как лента «мама!» пожарит вам ТАКОЕ, что вы себе и представить не можете. Однако и трейлер, и синопсис мы представляем.

Как бы удивительно это не было, но рекламная компания фильма весьма скудная, а комментариев по сюжету от Аранофски было мало, равно как и от других членом съемочной группы. Ошибка пиарщиков? Нет, задумка режиссера. Даррен Аранофски строго нас строго запретил делиться сюжетом кому-либо. Хотя, конечно, были проведены отдельные показы для узкого круга людей. 

- Этот фильм как крылатая ракета, направленная в стену. Мне хочется, чтобы зрители были готовы к этому и знали, что им предстоит напряженное зрелище, - Даррен Аранофски.

Трейлер и синопсис выполняют лишь роль подготовительного этапа, рассказывающий вполне спокойную обстановку. Как мы знаем (исходя из синопсиса, мы также не станем раскрывать деталей сюжета, считая это за преступление) в центре истории «мамы!» муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс). Они живут отдельно от всего мира в старом доме, который пережил пожар. Бардем – писатель, который переживает, судя по всему, творческий кризис. А Лоуренс – заботливая жена, которая любит свою вторую половинку, создает ему самые комфортные условия для работы и восстанавливает постепенно дом после загадочного пожара. Но однажды их семейный покой, а идиллией его не назовешь так как напряжении в отношениях чувствуется, нарушает сначала персонаж Эда Харриса, затем его жена Мишель Пфайффер и их сыновья. 

После таких фильмов как «Реквием по мечте», «Ной» и «Черный лебедь» я никогда бы не приняла синопсис выше за реальность. В принципе этим я и руководствовалась, когда направлялась в кинозал. А еще задавалась вопросом: На что еще способно безумство Аронофски? 

Интересные факты:

- сценарий для картины «мама!» был написан всего лишь за 5 дней;
- Дженнифер Лоуренс отказалась от участия в фильме «проект «Рози»» ради съемок в «маме!»;
- фильм «мама!» называют новым «Антихристом» (в силу провокационности) и сравнивают с «Сиянием» Кубрика;
- The Telegraph: «Шокирующий, сюрреалистичный, симфонически неистовый пир дерьма». При оценке 5 звезд из 5.

Новый фильм Аранофски это ядреная смесь таких реальностей, что мозг может просто за один раз не переварить то, что происходит на экране. Режиссер за два часа поднял тонну актуальных вопросов, ответы на которые мы продолжаем искать сегодня. Начиная от библейских мотивов и грехов в частности, заканчивая кризисами современности – голод, война, разделение общества, гендерное неравенство. И это лишь малая часть, которая успевает запечатлеться в твоей памяти. В поисках большего твое подсознание само по себе захочет пересмотреть ленту спустя пару месяцев, если не недель.

Но самое главное – манера подачи всех перечисленных проблем. Даррен Аранофски относится к тому типу режиссеров, которые передают всю суть не через слова, диалоги, монологи, письмами и т.д., а именно визуалом. Мы запоминаем поступки персонажей, у нас в памяти отпечатывается эмоция героя и картинка из фильма. Все это благодаря уже давно знакомым техническим приемам режиссера. Мы их видим практически в каждом его фильме: хип-хоп монтаж, съемка длинным кадром, риг съемка (оператором становится сам персонаж при помощи установки рига, проще говоря сэлфи-съемка), ракурс «взгляд бога» (съемка сверху) и т.д. Все эти технические приемы благоразумно по количеству приправлены потрясающими спецэффектами. Постановка некоторых сцен вызывает у тебя восхищение, отвращение, радость, переживание, вот все эмоции, на которые ты способен. Аранофски не стесняется показывать самые отвратительные сцены с убийством (не спойлер!), например. Он хочет, чтобы зритель оказался рядом с героем, ему не надо простое наблюдение со стороны. Его цель – выжать тебя до основания в плане эмоций и переживаний.

И, конечно, весь этот хаос сюжета, съемки и игры актеров приправляется коронными звуками нот, звяканье стекла, гул от метала, криком и разговорами толпы и обязательно восхитительной музыкой композиторов Йоханна Йоханнссона и Клинта Мэнселла.

Не только господин Аранофски заслужил похвал своим безумием. Актерский состав оказался чрезвычайно мощным. 

Дженнифер Лоуренс сыграла свою лучшую роль, выложившись на максимум. Я впервые верила в ее персонажа ТАК, настолько правдоподобной она оказалась. Хавьер Бардем – сосредоточение безумия, самовлюбленности и синдрома поэта. Меня до сих пор не покидает мысль, что он стал прототипом самого Аранофски. Почему – можно понять только во время просмотра фильма. Мишель Пфайффер – дьяволица во всех отношениях этого слова. В первой половине фильма она, пожалуй, отбирает весь звездный час у главных персонажей картины. Еще и как это делает! Дерзко, грязно, убедительно. 

Итог. Невозможно исходя из одного просмотра вообще понять и объяснить, что нам показали. Даррен Аронофски буквально в самом начале четко обрисовал все последующие сюжетные повороты, но в результате ты чувствуешь себя дураком, так круто обвел тебя вокруг пальца режиссер. При каждом новом просмотре «мамы!» будет находиться еще столько новых деталей, что у тебя постоянно будет стимул пересмотреть фильм ну еще разочек. У картины Аранофски есть один главный задум сюжета и еще куча тех, что взорвут твой мозг в буквальном смысле слова. 

Это было восхитительно, гениально, неожиданно и откровенно. И теперь успех «мамы!» Даррена Аранофски может переплюнуть только сам Аранофски. И на что еще способна его фантазия – страшно представить.

Настя Белова

QHA