КИЕВ (QHA) -

18-20 мая в рамках культурно-художественного проекта «Искусство, которое объединяет» (Art which unites), инициированного Киевским национальным академическим театром оперетты, проходила Международная театральная конференция «Опера Европы-2017 в Киеве». Особенностью этого события мирового значения в области музыкального театра было то, что впервые в качестве локации для него была выбрана Украина.

Открывая Международную театральную конференцию «Опера Европы-2017 в Киеве», председатель НСТДУ, генеральный директор и художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты, н.а. Украины Богдан Струтинский отметил:

Реализация проекта — большое и знаменательное события для Украины, и мы надеемся, что международное сотрудничество откроет новую страницу для украинского музыкального театра.

Ассоциация Opera Europa, которая объединяет музыкальные театры Европы и мира, ежегодно проводит конференции для специалистов с целью налаживания культурных связей между различными европейскими театрами. В Киев приехали 200 представителей более чем 160 театров Европы. Среди них — директор ассоциации Opera Europa Николас Пейн, генеральный директор и художественный руководитель Баденского государственного театра Каралсруе (Германия) Петер Шпулер, президент Ассамблеи и директор Театра оперы Штутгарта (Германия) Ева Кляйниц, генеральный директор Комичной оперы Хельсинки Лаура Акерлунд (Финляндия), а также украинский дирижер Кирилл Карабиц, хорошо известный в Европе.

Форум также посетили представители Национального театра оперы Брно, Уэльской национальной оперы (Кардифф), Викторианской оперы (Мельнбурн), Финской национальной оперы (Хельсинки), Государственной оперы Мюнхена, Словенской национальной оперы (Любляна), а также многих других зарубежных и украинских театров.

Министр культуры, народный артист Украины Евгений Нищук поздравил присутствующих с началом конференции, отметив, что она является очень важным событием для культуры Украины.

Сегодня в зале присутствуют руководители наших театров Харьков, Одессы, Львова, Киева, Днепра. Украина имеет богатые театральные традиции в области оперы и балета. Мы гордимся нашими высокими именами: Соломия Крушельницкая, Олег Козлов, Борис Гмыря, Анатолий Сольовьяненко, Серж Лифарь... Можно еще назвать добрый десяток, и это является свидетельством того, что мы можем принимать в Киеве или других городах Украины большие форумы оперы Европы, заявил он.

По словам министра, у Украины есть большой потенциал и площадка для его воплощения. Он также подчеркнул, что важно обсуждать с опытными менеджерами европейских музыкальных театров, как навести мосты, построить платформу для копродукции и выбрать правильные направления в реформе культурной сферы.

Нищук рассказал, что стремится снять все географические и другие барьеры, связывающие творчество артистов. Ибо креативные люди нередко покидают родную страну в поисках себя и раскрытия своего творческого потенциала и, по сути, являются космополитами.

— На самом деле формат оперы и балета не имеет каких-либо ограничений или границ, потому что он является языком мира. И я хотел бы отметить, что в последние два года наметилась очень прогрессивная тенденция. Речь идет о том, что наши ведущие художники, состоявшись за границей, по-новому открывают для себя Украину, — подчеркнул он.

В качестве примера министр привел украинского дирижера Оксану Линив, вместе с которой Минкульт делает совместный проект с немецкими музыкантами во Львове, а также Кирилла Карабица, с которым украинцы реализовали музыкальные проекты в День независимости.

— Приезжает на родину известная украинская оперная певица Людмила Монастырская и еще целый ряд наших танцоров и певцов, которые ищут возможности провести гастроли или реализовать совместные проекты в Украине. Например, Монастырская поет на лучших европейских сценах и одновременно исполняет партии в новой премьере, которую мы недавно слышали в нашем (киевском. — Ред.) театре, — сообщил министр.

Он также рассказал, что украинец Иван Потров привез для выступления на отечественной сцене своих коллег из британского, голландского, немецкого и других театров, что позволяет взаимно обогащать культуры разных стран.

— У нас очень много международных проектов. Мы работаем с Польшей, сыграли около 150 концертов с Литвой, Венгрией, Германией, Францией. Надеюсь, что такое общение и прямое знакомство даст нам много творческих идей и укрепит взаимное доверие, — резюмировал Богдан Струтинский.

В течение трех дней оперная элита вместе с публикой знакомилась с украинскими театральными продуктами. Программа конференции «Опера Европы-2017» в Киеве была очень насыщенной: тематические доклады, встречи, дискуссии, учебно-образовательная программа по оперному вокалу, в рамках которой состоялись прослушивания молодых украинских исполнителей, а также они получили консультации ведущих мастеров оперного искусства.

В рамках проведения конференции в Национальной оперетте Украины прошел концерт Bravo, l'Оperette! Прозвучали арии из оперетт Имре Кальмана, Ференца Легара, Иоганна Штрауса, опер Джузеппе Верди и Джоаккино Россини, украинские народные песни, мелодии из мюзиклов и современные музыкальные композиции.

Эдуард Солодовник

ФОТО: QHA, страница Национальной оперетты Украины в Фейсбуке, интернет

QHA