КИЕВ (QHA) -

Киевский Национальный академический театр оперетты - не совсем обычное культурное учреждение Украины. Этот храм Мельпомены многие ценители искусства из столицы и других городов нашей страны, отечественные чиновники и державные деятели, а также представители иностранных государств, посещают как коммуникационную площадку, где бурлит театральная жизнь столицы.

Именно здесь проходят уникальные ежедневные репетиции, насыщенные творческие встречи с иностранными театральными деятелями, продюсерами, менеджерами, композиторами, дипломатами и музыкантами.

В эпицентре всех этих процессов, связанных с вдохновением и творческими порывами, безусловно, находится балетмейстер-постановщик, заслуженный артист Украины Вадим Прокопенко.

С ним корреспонденту QHA удалось поговорить о том, почему оперетта стала неотъемлемой и самой важной частью его жизни и о многом другом.

- Вадим, расскажите пожалуйста, как все начиналось?

- В народном ансамбле танца «Галичина». После этого длительное время был солистом модерн-балета «Аквериас» (Львов). Потом работал с народной артисткой СССР Софией Михайловной Ротару в качестве солиста балета и хореографа-постановщика. 

С 1993 года активно сотрудничал с театром «Гаудеамус» (Львов) под руководством заслуженного деятеля культуры Украины Бориса Озерова. Именно здесь мною созданы такие произведения как «Чайка» Чехова, «Майн нейм из Маня» Каневского, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Розовый треугольник», «Двое на качелях» Гибсона, «Портрет Дориана Грея» Уайльда.

- Судя по перечисленным индивидуальным успехам, наверняка хотелось творческой реализации в качестве руководителя?

- Да, в 2000 году я создал первый мужской модерн-балет «Ребята с небес», с которым успешно гастролировал по Украине, Франции, Италии, Германии, России, США, и поставил несколько хореографических спектаклей: «Пластика огня», «Дежавю». В телевизионных музыкальных мюзиклах «За двумя зайцами» и «12 стульев» (режиссер-постановщик М. Паперник) довелось заниматься постановкой танцевальных номеров в фильмах. Также сотрудничал в постановке концертных программ с ведущими эстрадными исполнителями Украины и России (Таисией Повалий, Ириной Билык, Натальей Могилевской, Ассией Ахат, Натальей Бучинской). 

В 2004 году начался новый этап моей творческой жизни - вместе с режиссером-постановщиком В.Вовкуном мы сделали постановку на музыку Бенджамина Бриттена «Военный реквием» в Национальной опере Украины, которая имела широкий резонанс в Украине и России. 

В последние годы довелось много работать над постановками государственных концертных программ в Национальном дворце искусств «Украина», многочисленных шоу на Майдане Независимости (в том числе, и на торжественном открытии «Евровидения» в 2005 году).

- В киевской оперетте вы служите с мая 2010, то есть, более 6 лет. Насколько полно за это время удалось реализовать свой потенциал и почему именно оперетта?

- Трудно сразу перечислить все произведения, над которыми довелось работать, но среди современных - это хореографические постановки в оперетте «Мадемуазель Нитуш» Эрве, мюзикле «Труффальдино из Бергамо» Колкера.

Много сил и творчества отдано постановке серии концертов Национальной оперетты Украины: «Штраус в оперетте», «Тебе, любимой», «Вечер мюзикла», «Украина в песнях и романсах», международных проектов театра с коллективами Румынии, Литвы, Венгрии.

В марте 2014 на сцене Национальной оперетты состоялась премьера балета-феерии «Кармен-сюита» Бизе в моей постановке. Причем, это произведение было поставлено на сцене оперетты впервые за всю историю нашего театра и заслуженно получило старейшую театральную премию на постсоветском пространстве - Киевскую пектораль. К слову, данная премия вручается ежегодно, начиная с 1993 года, в Международный день театра.

Что касается причин выбора оперетты как объекта для самореализации, то мне нравится, что именно этот театр не дает творческого простоя. Поскольку ты всегда находишься в творческом процессе. При этом каждый проект открывает что-то новое не только для меня как для балетмейстера, но и для всей труппы. Так что в этом отношении я просто счастлив, и наслаждаюсь каждым днем творческого процесса.

- Секреты работы с труппами приоткроете?

- В принципе особых секретов нет. То обстоятельство, что сегодня я нахожусь здесь и занимаюсь любимым делом обусловлено тем, что именно так звезды расположились на небе. За свою жизнь мне довелось ставить хореографию не только в Украине, но и за границей.

При этом, были разные труппы и менталитет людей. Безусловно, не бывает все гладко, иногда имеют место недоразумения. Но при этом про себя лично я всегда отмечаю, что в Украине, Киеве люди пытаются держаться не обособленно, а наоборот - вместе и помогать друг другу.

Не устаю удивляться своим артистам балета, которые помогают новым людям. Они очень дружные и активно помогают друг другу. К примеру, в этом сезоне пришли новые ребята. При этом сразу обнаружилось, что они умеют коммуницировать, понимать, сотрудничать.

По моему твердому убеждению, самое главное - вот эта доброжелательная атмосфера в театре. Если она присутствует, то это уже говорит о многом, хотя роль здоровой конкуренции в творчестве тоже никто не отменял. Поскольку без стремления достичь определенного статуса в труппе не будет прогресса.

При этом я не сторонник сталкивания творческих личностей. Наоборот, пытаюсь найти хрупкий компромисс, поскольку столкновение личностей в коллективе - дело дурное и, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

- Сегодня на сцене киевской оперетты очередная премьера - "Марицы", произведения, которое впервые было показано 28 февраля 1924 года в театре Ан дер Вин в Вене. По Вашему мнению, как эта пьеса эволюционировала - появлялись ли другие акценты, декорации?

- Каждая новая постановка - это новое прочтение и каждый режиссер видит это прочтение по-своему. В "Марице" мы отошли ото всех старых канонов. Сюжет конечно же сохранен, но тексты либретто переписаны.

- Изменилась ли мотивация персонажей...

- Да. Сами персонажи не новые, но сделаны они немного по-другому. В нашей интерпретации Кальмана вы не увидите дурачка барона, Зупана. Они все многоступенчатые, объемные и многогранные.

Просто на протяжении одной сцены можно проследить, как герои оценивают ситуацию, как они перестраиваются. Кто-то растет, а кто-то падает вниз.У нас это очень интересно получилось.

- Кого из героев оперетты "Марица" можно сравнить с героями нашего современного украинского политикума?

- Я бы даже не пытался сравнивать. Герои "Марицы" гораздо чище, лучше. Поэтому бессмысленно проводить аналогии. Ведь политика - это, прежде всего, грязь, так же, как и шоу-бизнес.

  Вы любите эксперименты?

- Люблю, даже очень.

- А как Вы отходите от проблем жизни - это опера, театр, природа?

- Театр. Вы понимаете он занимает в моей жизни самую большую часть. И временную и, как бы, мысленную. Иногда просто хочется сказать - все! Организм сказал - батарейка села. Такие действительно вещи есть, и ты отдыхаешь.

После каждой премьеры первые дни жуткое опустошение. Когда ты какое-то время работал на максимуме и тут вакуум, который нужно вытолкнуть.

- А какие-то родственные жанры смотрите? 27 ноября в Национальной Опере Украины состоится премьера балетного проекта "MenInMotion", в котором участвуют звезды английской балетной сцены, вы пойдете на него?

- Я видел этот проект в Европе, он довольно-таки интересен .Я не знаю, что они привезут сюда, какая труппа приедет, поскольку бывает по-разному. Но на киевской премьере этого проекта меня не будет.

- Вадим, Вы состоявшийся творческий человек, были в шоу-бизнесе, добились определенного уровня. К Вам приходили мысли поменять географическую локацию?

- Лет 20 назад, на заре юности, у меня была возможность уехать за границу и были достаточно интересные предложения. Но меня как-то не тянуло туда. Мне казалось, что в этой стране будет больше возможностей реализовать свои амбиции. Кроме того, я очень люблю свою страну, это правда, не какие-то высокопарные слова.

- Чем там хуже, чем здесь хорошо?

- Понимаете, ты всегда будешь там чужаком. У меня просто столько друзей и знакомых, которые покинули эту страну, но они не чувствуют себя нормально в тех странах. Да, у них есть работа, может быть, более высокооплачиваемая. Но чтобы они были счастливы в социуме тамошнем – заграничном, я бы не сказал.

Поверьте, финансовый момент не все решает в жизни тут в Украине. При этом, по жизни вообще раздражает цинизм, постоянный обман людей. И это в условиях, когда самая способная молодежь стремится всеми правдами и неправдами уехать на заработки в Европу и США. Это заставляет постоянно искать подготовленные профессиональные кадры. Таков, наверное, наш украинский менталитет.

- У творческих людей всегда есть какая-то сквозная цель, которая лежит у них в загашнике. Вы для себя наметили какое-то сложное произведение, до которого раньше не доходили руки, для воплощения на сцене оперетты?

- В феврале этого года я выпустил премьеру балета "Моцарт-андеграунд", который очень долго вынашивал в себе, и наконец-то это случилось. Конечно же, есть очень много вещей, которые бы еще хотелось сделать.

Есть очень драматические вещи, которые было бы крайне интересно поставить в пластике. Мне было бы любопытно, я сейчас скажу такую вещь, и многие люди удивятся. Я бы безумно хотел поставить в пластике "Бесприданницу" Островского, а также "Идиота" Достоевского.

- Бесприданницу можно было бы переделать под оперетту...

- Тяжеловато, хотя можно было бы попробовать. Такие вот вещи мне хотелось бы реализовать, если говорить о классике драматургии. Мне было бы интересней, если бы был музыкальный материал. Безумно занимательно над такими вещами поработать.

Беседовал Эдуард Солодовник

ФОТО: Вадим Прокопенко

QHA