КИЕВ (QHA) -

Пожалуй, никогда еще не было такого, чтобы за первую половину месяца в прокат выходили одна за другой украинские ленты. Так что уже автоматически за каждый новый фильм ты держишь кулаки и даже гордишься. Исключением не стала и совместная работа Италии и Украины — трагикомедия «Изи», которая могла появится еще семь лет тому назад.

Сюжет картины крутится вокруг депрессивного толстяка Исидора (Изи), который в прошлом был успешным гонщиком «Формулы-3». Был, потому что, по определенному стечению обстоятельств, просто уснул на гонке. И таким образом был обречен на самобичевание, жизнь с гиперзаботливой мамой, лишний вес и мысли о суициде. На этом фоне брат Исидора — Фило — просит бывшего гонщика отвезти тело погибшего гастарбайтера в Украину, к семье. Сразу становится понятно, что замаравший руки в нелегальном бизнесе Фило просто сбросил груз ответственности на депрессивного родственника. Однако нас ожидает не просто долгий путь в богом забытое село где-то в Карпатах, а самое настоящее роуд-муви с долей и комедии, и трагедии. Но с небольшим бюджетом.

На протяжении фильма тебя кидает из одного ощущения в другое. А все благодаря прекрасному итальянском актеру и исполнителю главной роли Изи Николя Ночелли. Сыграл он прекрасно. Довольно непривычно видеть этого человека в жизни смеющимся, а потом смотреть на его жалкого под грузом ответственности героя в фильме. Если персонаж фильма способен вызвать у зрителя разную палитру эмоций, то это уже успех. И именно это делает Изи на протяжении всего фильма. То ты смеешься над его глупым положением, то жалеешь и сопереживаешь ему. Но самое главное, что зритель вместе с Исидором развивается, приходя к определенным умозаключениям. Хотя режиссер картины Андрео Маньями заявил, что фильм имеет вполне законченный финал, я все же сделала для себя вывод, что концовка открыта для зрителей. Персонаж на пути от мыслей о суициде к жизни прошел такие этапы, которые проходит каждый человек в обыденной жизни. Он встречает людей, которые влияют на его судьбу, он совершает действия, которые в первую очередь влияют на него, а не на его окружение. 

И, конечно, в картине поднимается еще одна немаловажная драматическая тема – заработки за границей, а в данном случае —в Италии. Хотя в еще одной украинско-итальянской ленте «Гнездо горлицы» эта тема раскрыта максимально интересно в рамках одной семьи, в «Изи» ей не уделяют основного внимания. Но она есть, и вызывает переживания как у главного героя, так и у зрителей. 

Вся эта драма, а так и хочется назвать добрую половину фильма, приправлена итальянским юмором, которого украинскому зрителю так не хватает сегодня. Мы забываем о существовании именно такого доброго и легкого комизма из Европы на фоне жестких, пошлых и вечно повторяющихся в разных интерпретациях шуток из Америки. И в первую очередь необходимо осознать, что такие комические ситуации, показанные итальянцами в «Изи», запросто могут случиться и с нами, что еще больше приближает главного героя к реальной жизни. 

Еще одной мощной составляющей картины является работа оператора Дмитрия Недри. Через объектив своей камеры он передал, пожалуй, все лучшее, что есть в украинских Карпатах. Да, фильм снимался и в Италии, и невозможно игнорировать тот факт, что съемки также захватывающие, но украинское всегда привлекает больше внимания, потому что это свое, родное. Через камеру Недри передал не только красоты нашей страны, но и душевное состояние главного героя, что в своем роде стало манипуляцией и ощущениями зрителей.

Однако не все так гладко с фильмом «Изи», как хотелось бы. По крайней мере, он точно нарвался на волну критики от части украинцев. 

Иностранец, не знающий украинского языка даже на уровне «дякую», попадает в простую украинскую деревню. Что мы тут можем ожидать и увидеть? В первую очередь — кухню. Но в случае с Изи борщ и вареники не стали главными представителями нашей кухни в фильме. А вот водка – да. Итальянец, ни разу не пьющий, пробующий спиртной напиток – это вызывает как минимум улыбку. Однако уже в социальных сетях зрители пишут, что это создает об украинцах ужасное мнение у итальянцев, мол, мы пьющий народ. Абсолютно не согласна, благо в картине никто под действием алкоголя не «ловил белку», чтобы делать такое однозначное заявление.

Еще одним поводом для критики стало изображение села западной Украины и его жителей. И давайте быть откровенными, «совок» нам показали капитальный, начиная с паспорта СССР и заканчивая совдеповскими столовками. В плане персонажей — в полиции работают очень странные люди, которые ходят в резиновых тапочках. Мол, да как же так! Итальянцы подумают, что мы тут совсем нецивилизованные и т.д. Но при этом критики забывают, что мнение об украинцах в фильме неплохо сбалансировано, и вот такие села советского формата еще существуют в Украине. В то же время нам показали и прекрасные, яркие и неповторимые гуцульские традиции глазами итальянца. И этим хочется гордиться. Хочется радоваться, что украинцы в разных формах повлияли на мировоззрение депрессивного милого толстяка. Но лучше всего отправляться в кинотеатр без всех этих предрассудков, чтобы сделать свой вывод.

Фильм «Изи» — это не самый худший способ провести время. В нашем прорыве украинского кинематографа это неплохая комедия, в которой каждый зритель найдет частичку себя. Ну, а если трагикомедии вам не по вкусу, то в кинотеатрах продолжаются показы исторического триллера «Червоный», артахуса «Уровень черного» и комедии/блокбастера «DZIDZIO Контрабас».

Настя Белова

QHA