КИЕВ (QHA) -

В Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялось открытие второго этапа межмузейного проекта «Млечный путь» («Чумацький шлях»), организатором которого выступило издание In Art. Выставка «Символы бескрайней степи» знакомит киевлян и гостей Евровидения с уникальным наследием украинского народа — трипольской культурой.

Символические образы месяца, «древа жизни», стилизованного змея, ромба, треугольника и другие, отображенные в образах трипольской керамики и отразившиеся в произведениях современных мастеров, показывают непрерывную связь между архаикой и настоящим.

— Этой выставкой мы хотим показать, что взаимовлияние между крымскотатарской и украинской культурами было гораздо глубже, чем принято считать. Мы хотим показать, что имеем единые корни, залегающие глубоко в тысячелетиях, и как трипольская культура отразилась на украинской и крымскотатарской культурах, — рассказывает руководитель и один из идеологов проекта «Млечный путь» Георгий Браиловский.

Поддержал проект Меджлис крымскотатарского народа. Глава Меджлиса Рефат Чубаров делает акцент на весомости трипольской культуры в нашей общей истории. Сегодня, по его мнению, украинцы и крымские татары должны познавать историю через собственное видение, не поддаваясь на ее искажение Москвой.

— Если десятки народов, проживавших в Черноморском пространстве, в течение тысячелетий и создавали собственную историю, и влияли на историю своих соседей, то Российская империя со времен царя Петра пыталась выписывать историю — и собственную, и соседей — исходя из собственного понимания и интересов. Сегодня нам очень важно воспринимать историю через собственное видение, — считает Рефат Чубаров.

Как отмечает Георгий Браиловский, основной составляющей проекта стали картины Алексея Малыха. Художник написал их после поездки в Крым, где в произведениях местной керамики и архитектуры увидел солярные знаки, которые использовали трипольцы.

На выставке также представлены работы Алексея Анда, Петра Антипа, Игоря Бабия (VarrIng), Владимира Бахтова, Александра Дьяченко, Егора Зигуры, Николая Журавля, Юрия Пикуля. Все они отражают продолжительность связей с трипольской культурой, при этом отвечая требованиям современного динамичного мира.

В частности, фотоработы Игоря Бабия, больше известного под псевдонимом VarrIng, изображают стихию огня. Над проектом, который является достаточно сложным в исполнении, он работал пять лет. Мастер создал 44 работы, однако в этой экспозиции представлено только восемь. Картины в свое время выставлялись и во Франции.

— Огонь всегда был средством и производства, и победы. Огонь — это добро и зло. Он погружает нас в прошлое, и через какое-то его преобразование мы видим будущее. Именно благодаря ему человек сегодня стал победителем, можно сказать, повелителем Вселенной, — так описывает идею своего проекта фотохудожник.

Реконструкции трипольской керамики представила народный мастер Людмила Смолякова. За два десятилетия мастерица сумела реконструировать более 3 трех тысяч предметов. В символах трипольцев Людмила Смолякова видит связь с Крымом.

— Крым — это Таврия. Таврия — это Бык. А быка в трипольской культуре можно увидеть на каждом изделии — на горшках, домах, печах… Даже женщина сидит на троне быка, который является символом оплодотворения. Все трипольские символы настолько мощные, что их можно с легкостью прочитать сегодня из глубины семи тысяч лет, — говорит мастерица.

Оригинальная же трипольская керамика на выставке представлена из коллекции Музея семьи Фельдмана. Музейные экспонаты расположены в песчаных барханах и земляных холмах, что создает ощущение присутствия в бескрайней украинской степи.

Центральный же экспонат выставки, который, по словам директора музея Алексея Артюхина, и стал ее символом, — Трипольская мадонна, единственная в мире древняя фигура матери с младенцем на руках в реалистическом изображении. Директор объясняет, что трипольский мастер придал статуэтке черты нежности и любви к своему ребенку, чего прежде не было в искусстве людей, живших семь тысячелетий назад.

Найти собственные символы и смыслы в керамике трипольцев можно до 25 июня.

Напомним, что третий этап проекта «Млечный путь» — выставка «Гиперонимы» — откроется в Национальном музее украинского народного декоративного искусства.

QHA