ЗАПОРОЖЬЕ (QHA) -

Александр Максимов занимается фотографией всю свою сознательную жизнь. Работал фотокорреспондентом в одной из запорожских газет, преподавал фотоискусство в различных фотокружках на базе местных университетов, а сейчас ушел в свободное плавание и посвящает себя исключительно творческой работе.

– Фотоаппарат держу с 10 лет. А вот целенаправленно заниматься фотоискусством стал в возрасте около 30, поэтому можно сказать, что фотография занимает важное место в моей жизни уже на протяжении более двадцати лет.

Выставка «Чувство целого» продлится до 17 марта. В экспозиции представлено 80 работ, созданных преимущественно в минувшем году и входящих в несколько тематических циклов: «Вера», «Городские портреты», « Сельский альбом», «Мадонны», «Педагогические этюды», «Шуточка», «Обаяние».

– Для меня важен целостный фотографический ряд, завершенный и сформированный. Этим желанием и объясняется большое количество картин, представленных на выставке. Хочется, чтобы фото комфортно воспринимались, и одна тема плавно перетекала в другую.

По словам фотохудожника, персональные выставки он старается проводить ежегодно. Это стимулирует фотографа, дает ему возможность продемонстрировать свои наработки, пообщаться с коллегами и почитателями таланта.

– Я стараюсь поддерживать такую традицию, чтобы проводить выставку фоторабот раз в год. Эту выставку можно расценивать как отчетную. Я знаю, что некоторые мои коллеги делают еще и совместные выставки. Есть фотографы, которые выставляют свои работы в различных салонах, принимают участие в международных конкурсах. Но я не вижу в этом целесообразности: я же не узнаю, как оценили мои работы за границей, понравились ли они или же их критиковали.

Чаще всего героями фотографий Максимова становились совершенно незнакомые люди, случайные встречные.

– Некоторые лица я видел на различных запорожских мероприятиях, например, школьница, запечатленная на фото, стояла на линейке на Дне знаний. Лицо мальчика-подростка я увидел в проезжающем троллейбусе и не удержался, чтобы не сфотографировать.

По словам Максимова, профессиональный фотограф может заметить в толпе интересное лицо и смоделировать в воображении, какое выражение следует ему придать, чтобы фото получилось ярким и живым. Однако специально провоцировать людей, чтобы они выдали нужную эмоцию, фотограф не советуют. По его мнению, лучше проявить такие качества, как сдержанность, наблюдательность и терпение. Хотя бывали в его практике и забавные случаи, когда намеренная провокация имела хороший исход и для фотографа, и для потенциального героя:

– Мы пришли на мероприятие, где присутствовали военные лицеисты. Для того чтобы сделать интересный кадр, нужно было, чтобы кто-то один из лицеистов, стоящих к нам спиной, повернулся лицом в нашу сторону. Моя ученица очень оригинально подошла к решению этой задачи: она громко свистнула, и на звук повернулся не один лицеист, а все одновременно. Снимки были сделаны, эффект достигнут. Небольшая провокация бывает уместна, но зачастую для хорошего фото необходимо наблюдение и терпение.

Фотохудожник признался, что не единичны случаи, когда на его выставки целенаправленно приходили люди, желая увидеть себя на выставленных фото.

– Был случай, когда одному мужчине сообщили, что его видели на фотоработе одного запорожского фотографа. Однако не сказали, где именно проходит выставка. Запорожец блуждал по многим экспозициям, представленным в городе. И вот уже в последний день работы моей выставки, когда я уже потихоньку начал собирать картины, в зал зашел мужчина и сразу же увидел свое фото на стене.

По мнению Максимова, для качественных фотоснимков не имеет значение уровень фотоаппарта. Возможно сделать хорошие фото и обычной мыльницей. Но необходимо помнить, что при пересмотре окажется, что среди всего массива снятых кадров публикации достойны не более десяти процентов.

– В результате съемки, длящейся 4-5 часов, многие фото оказываются упущенными возможностями: слишком рано нажал кнопку затвора или же, наоборот, не дожал. Оказывается, что среди всех работ 20% – это технический брак: кто-то стал спиной, кто-то закрыл кадр. И даже среди тех фото, которые кажутся достойными с технической стороны, в которых есть необходимая резкость и четкость, может отсутствовать глубинный образ. Работы с высокими техническими характеристиками и осмысленными образами – это не более десяти процентов.

 

Искусство фотографии требует не только сил и времени, но и немалого жизненного опыта, признается Максимов.

– Фотограф растет очень медленно. Вот я вижу, что, например, одна из моих учениц способная, но ленивая. На ее вопрос, когда же она станет профессиональным фотографом, я отвечаю, что лет в 50, поскольку для того, чтобы стать профессионалом, важен не только талант, но и жизненный опыт, который потом будет отображаться в работах. Фотографии будут наполнены более осознанным и глубинным смыслом. 

Марина Литвинчук

ФОТО: Александр Максимов

QHA