КИЕВ (QHA) -

Довольно любопытный факт, что первая часть «Бегущего по лезвию» от 1982 года знаменитого режиссера Ридли Скотта тотально провалилась в прокате в свое время, собрав довольно мелкую кассу. Однако история вновь демонстрирует, что такие фильмы не гибнут со временем, а просто ждут своего звездного часа. Так было с фильмом «Хранители» от Зака Снайдера, так было и со «Списком Шиндлера» от Стивена Спилберга.

Картина Ридли Скотта не даром считается эдаким Христофором Колумбом - одним из первооткрывателей киберпанка в современном кинематографе. Во-первых, фильм на Западе вписал фундаментальный вопрос о самом существовании человечества – «Человек или репликант?». Во-вторых, на момент своего релиза в плане спецэффектов он выглядел восхитительно круто, за что и получил долю критики и обвинений в потери сюжета. Ну и последнее – Ридли Скотт проделал невероятную работу, чтобы придать этому фильму целый ряд неповторимых фишек. 

Говорить о работе Скотта можно очень долго, но речь идет в этот раз о гениальности (а этого слова я не побоюсь) Дени Вильнева, который на свой страх и риск взялся за сиквел знаменитой истории о бегунах и репликантах. Ведь действительно, от первого фильма прошло уже 36 лет, сложившаяся фанатская база заинтригована анонсом о сиквеле и на плечи Вильнева падает важная миссия – не обмануть ожидания старых любителей Скотта и привлечь новую фанатскую базу. 

Невозможно также не упомянуть, что Ридли Скотту была выделена роль исполнительного продюсера и слава богу. В последние годы одна из монументальных фигур западного кинематографа больше разочаровывает, чем радует режиссерской работой. Вспомнить хотя бы «Чужой: Завет» этого года. Однако Дени Вильнев не отошел от традиций Ридли Скотта, тесно с ним сотрудничал и использовал некоторые из его раскадровок, что неоднократно подчеркивалась в интервью и ТВ-спотах о продакшине.

Но давайте перейдем все же к сюжету. В первой части он был исчерпывающий, с некоторыми дырами и вопросами без ответов, что выглядело естественно продуманным ходом. Финал приквела можно было назвать открытым и нацеленным на то, чтобы зритель сам дальше для себя решил последующее свое (!) будущее и будущее героев. Так что же можно продолжать гнуть в сиквеле?

На самом деле вопрос риторический, учитывая сколько в кинематографе раз поднималась тема взаимодействий роботов и людей. А в случае с «Бегущим по лезвию» возможных вариантов сценария было тьмище. При всем уважении к Дени Вильневу мы не станем раскрывать всех подробностей сюжета. Режиссер сам просил журналистов этого не делать, да и фильм не был показан на самых крупных кинофестивалях, чтобы избежать утечки информации (новая мания режиссеров).

В данном случае перед нами фигурирует тот самый бегун или же офицер полиции будущего по имени К/Джо (Райан Гослинг), который расследует довольно странное дело вокруг репликантов старой модели. По ходу расследования он встречает как старых знакомых нам персонажей из приквела (самый запоминающийся, конечно, бегун Рик Декарт в исполнении Харрисона Форда, но он не единственный), так и абсолютно новых персонажей. Среди них и антагонист философ, харизматичный злодей Ниандре Уолесс (Джаред Лето), который поставил себе за цель открыть в репликантах нечто такое, что изменит весь мир. 
Если говорить о сюжете, то он однозначно удался. По крайней мере никаких завышенных ожиданий не было, чтобы разочароваться в увиденном. Это довольно качественный детектив и с предсказуемыми твистами (благо их немного), и с такими поворотами событий, что челюсть падает под кресло в кинозале. Однако, хочется за сюжет Дени Вильнева поругать. Возможно, это и не его вина, но, как и с приквелом Ридли Скотта, «Бегущий по лезвию 2049» похоже не выставляет детективную историю на первый план. Она не то чтобы теряется, она лишь выполняет роль скелета, на который шарами накладывается все остальное. И вот именно про остальное хочется говорить намного больше.

Дени Вильнев знаменит такими картинами как «Пленницы», «Сикарио» («Убийца») и «Прибытие». Конечно, его кинематографическая копилка намного больше, но это те три фильма, благодаря которым режиссер на устах на протяжении последних пяти лет. У всех его картин есть отличительные черты, а именно – панорамы и четкое цветовое разделение. В новом «Бегущем по лезвию» мы видим и то, и то. Мир будущего не настолько пафосный с точки зрения киберпанка как экранизация манги «Призрак в доспехах» этого года со Скарлетт Йохансон. «Бегун» со всеми футуристическими визуальными вставками выглядит более брутально. Это не просто продвинутый мир будущего, это еще и мир, который страдает от множества катаклизмов и человеческих пороков. Темная картинка отравленного Лос-Анджелеса сменяется радиационным оранжевым цветом Лас-Вегаса, а затем белым пригородом бедноты. А сколько горя, скорби, печали и одиночества во всем окружающем главных героев... Компьютерная графика по сравнению с тем, что нам показали в трейлерах, намного лучше однозначно. Так что, Вильнев заставляет поверить в существование такого мира. Местами эта же графика буквально взрывает мозг, чего только стоит предпостельная сцена (и это не спойдер!).

Зритель не просто видит перед собой визуальную шикарную картинку, но погружаются в нее целиком и полностью, благодаря еще и хорошо отыгранным эмоциям как главных героев, так актеров второго плана. Придраться к визуалу просто невозможно, он захватывает дух еще и благодаря невероятному музыкальному сопровождению от трех композиторов - Бенджамина Уоллфиша, Йохана Йоханнссона и Ханса Циммера, которые сохранили музыкальный дух приквела, придав ему просто новых современных ноток. Про музыку хочется писать и писать, хвалить от всей души, да слов, наверное, не хватит. Она восхитительная, настраивает зрителя на необходимый темп, вызывает мурашки по коже. 

Кстати, касательно темпа и динамики развития сюжета, то тут не каждому зрителю фильм «зайдет». Он равномерный, местами тягуче медлительный, а кому-то может показаться, что еще и несправедливо затянутый. Однако нельзя забывать, что это даже не прихоть Дени Вильнева, это скорее еще одна черта «Бегущего по лезвию». Ведь приквел Скотта за данный нюанс также нещадно критиковали. Но благодаря этому неторопливому темпу у нас есть время насладиться картинкой, спасибо Дени.
Разговор о персонажах и актерах вообще отдельный. Тут отличились практически все. Каждый герой, считая и второстепенных, запоминается чем-то своим. Каждый из них является частичкой или сюжетного паззла, или атмосферного. И обвинить кого-то из в них в том, что он не нужен, слабо получается. 

Смазливый парень Райан Гослинг не мой кумир, хотя актер неплохой, в этот раз поразил хорошей игрой. Являясь главным героем, он поднимает не только вопрос существования репликантов как таковых, но и их жизни в эмоциональном аспекте. Все в рамках философских законов киберпанка. Харрисон Форд не перетягивает наглым образом на себя одеяло, как и в последней части «Звездных войн», кстати. Он и еще парочка персонажей выполняют роль скорее жирной-жирной отсылки на приквел. И касательно отсылок – их невероятно много! Так что, фанаты, ликуйте. А вот Джаред Лето, пожалуй, один из немногочисленных персонажей, которые остались нераскрытыми до конца. Харизматичный антагонист только подогрел интерес, не особо вбиваясь в память. Но он есть и выглядит достойно.

Кстати, не стоит переживать, если не успеваете посмотреть первую часть «Бегущего по лезвию». Да, эти два фильма тесно связаны между собой историей, миром и героями. Но Дени Вильнев молодец, короткую предысторию дал, все необъяснимое для непросвещённого зрителя объяснил, кучу отсылок на оригинальный фильм вставил. 

Итого. Если раньше «Бегущий по лезвию» ассоциировался только с Ридли Скоттом, то ситуация меняется на 180 градусов точно. Теперь, когда мы говорим о бегунах и репликантах, мы будем вспоминать Дени Вильнева. Он достойно представил продолжение истории, не ударил в грязь лицом, выдержал подаренную идли нам атмосферу до самых мельчайших деталей. Подарил такие приятные воспоминания о визуале, звуке и созданном мире, что я прошу: сотрите мне память, я хочу еще раз это прочувствовать. 

Может, зрители не будут в диком восторге от сюжета фильма. Но сетовать на все остальное - картинка, музыка, персонажи, отсылки - не берите грех на душу.

P.S. Хотите поскорее прочувствовать атмосферу нового "Бегущего" - смотрите короткометражки, специально созданные в качестве предыстории к сиквелу классики.

Настя Белова

QHA