КИЕВ (QHA) -

Главным трендом в украинском стрит-арте за последние несколько лет стали муралы. Новые масштабные рисунки на стенах жилых домов и заборах стали появляться в Киеве чуть ли не каждую неделю. Этот тренд подхватили и другие города – творчество уличных художников можно наблюдать практически во всех уголках Украины.

Свой «след» на домах оставляют не только украинские авторы, но и гости из  Бразилии, Австралии, Польши, Испании, Франции и многих других европейских стран, где подобный стиль искусства стал уже обыденным. Несмотря на то, что каждый новый мурал вызывает активное обсуждение, а его фотографии распространяются в социальных сетях, не все относятся к таким рисункам положительно.

Специально для обсуждения этой актуальной на сегодняшний день темы в Киеве 29 августа состоялся круглый стол «Муралы: опыт украинских городов», передает корреспондент QHA.

Муралы – коммерческая и политическая заказуха или искусство? Именно вокруг этого вопроса развернулась дискуссия экспертов, среди которых были архитекторы, искусствоведы, гиды, и также сами художники.

Искусствовед Евгения Моляр придерживается первой позиции.

 То, что появляется в Киеве и называется современным искусством, – просто политические заказы. Это неэтичное использование публичного пространства. Государственные чиновники используют его для своей выгоды. Это никак не комментируется и не обсуждается, просто навязывается их личное понимание красоты и эстетики, – заявляет Моляр, которая уверена, что большинство заказов на киевские муралы исходит от КГГА.

Ее поддерживает коллега Лизавета Герман – по ее мнению, подобное искусство является просто неуместным.

 Некоторые из муралов можно назвать небезынтерестными, но большинство из них являются воплощением безвкусицы. В целом, помимо низкого художественного качества, основной проблемой муралов является их абсолютная неуместность и несоответствие тому месту, где они созданы. Часто они перегружают уже созданную на этом месте, условно говоря, картинку. Кроме того, это также манипуляция мнением жителей спальных районов. Они считают, что таким образом их район выглядит менее серым, и воспринимают это как хоть какой-то прогресс и улучшение, считает Герман.

Однако, несмотря на подобные заявления, интерес местных жителей и туристов к муралам не утихает. Это подтверждает гид Наталья Пирогова, которая водит гостей по центру Киева, где располагаются десятки художественных работ различных художников.

 Муралы это язык, который понятен всем и без перевода. Некоторые из них очень метко дополняют архитектурную, историческую и культурную среду... Хочется рассказать об известной работе во дворе на улице Рейтерской. Это вороны. Данная работа на сегодняшний день выставляется в рамках Всеукраинской выставки художников в формате картин. Мурал – это копия оригинала, картины. Такой нюанс может, например, заинтересовать людей пойти в картинную галерею, рассуждает она.

Успешным примером использования муралов для популяризации города в туристических целях является Каменец-Подольский. Там появился целый маршрут из 50 работ, который ведет в спальные районы города – место, которое по определению не пользуется популярностью у туристов.

Как считает один из художников, Андрей Зоин, для небольших городов, небогатых архитектурными памятками, такой вариант популяризации является наиболее приемлемым. 

Несмотря на все мнения экспертов, однобоко судить искусство невозможно. Разные люди все равно будут находить и прекрасные, и ужасные стороны в одной и той же картине, будь она выставлена в Лувре или же нарисована на стене дома.

ФОТО: QHA

QHA