КИЕВ (QHA) -

«На изготовку! Бери винтовку. Топай, братва…»  (Велимир Хлебников. «Ночной обыск»)

В ночь с субботы на воскресенье, как известно, в Украине перевели стрелки на час назад. А за несколько часов до этого на сцене Театра юного зрителя на Липках творческая труппа спектакля «2014» перевела стрелки на целый век назад, отобразив для зрителя события 1917 года из пьесы поэта-футуриста Велимира Хлебникова «Ночной обыск», написанной за год до смерти автора – ровно 95 лет назад, в ноябре 1921-го. Кстати, по матери Хлебников – украинец из рода Вербицких.

Поэт, которого считают учителем Маяковского, имевший титул «Председателя земшара», с помощью математических расчетов и исторических аналогий предсказавший «гибель российского государства в 1916 году», даже в кругу не вполне традиционных поэтов Серебряного века выглядел юродивым, а свои тексты носил завернутыми в простыни. Но ведь юродивые всегда считались пророками и святыми. И совсем не случайна знаменитая реплика юродивого в пушкинской трагедии «Борис Годунов»: «Не велит Богородица за царя Ирода молиться!»

Не отсюда ли издевательский слоган спектакля «Что взято, то свято», отсылающий к крымской демагогии нынешнего хозяина Кремля?

В краткой стихотворной пьесе Хлебникова показана анатомия обыкновенного насилия, когда в ваш дом врывается «братва» и заставляет всех его обитателей жить по правилам красного террора. Собственно, параллель между Петроградом 1917-го и Крымом 2014-го – очевидна. Меняется форма, но тема и суть насилия (физического ли, морального ли) остается неизменной. Недаром у режиссера-постановщика спектакля Алексея Коломийцева произошел такой диалог с одесским журналистом (а премьера состоялась именно в Одессе):

– Те российские омоновцы, которые заходили в Крым в 2014 году – ГРУшники, «вежливые люди», – похожи на хлебниковских петроградских морячков?

– Внешне нет. Возможно, они отличались сленгом, внешностью. Но внутренне, я думаю, все убийцы похожи. К какой бы они не принадлежали нации, какая бы кровь в их жилах не текла. Убийцей всегда движет жажда насилия. Человечество не выносит из истории никаких уроков...

Заявленная тематика не располагала зрителей к комфорту. Многие надеялись, что основой спектакля будет обычное действо психологического театра с песнями-зонгами в стиле Брехта. Но нет, сказано опера – значит опера. Причем не рок-опера, как «Иисус Христос – суперзвезда», пинкфлойдовская «Стена» или британская «Война миров» по Уэллсу: звучала музыка, не адаптированная к электричеству.

Конечно, людям, привыкшим к эстетике обычного драматического театра Кропивницкого или Станиславского, сложно воспринимать символический жанр театра-пантомимы, театра светотени, да еще с элементами оперы и балета. Тем ценнее дерзость замысла и воплощения. Скупой реквизит и черно-белое изобразительное решение сцены лишь подчеркивает универсальность происходящего. Монотонность музыки в стиле минимализма Майкла Наймана и Филиппа Гласса дополнительно акцентирует эту режиссерскую сверхзадачу.

Единственное, что хотелось бы посоветовать авторам спектакля, в нагрузку к билетам давать зрителям программку с текстом Хлебникова, как либретто в оперных театрах, поскольку и без того сложный текст поэта-футуриста затемняется еще и спецификой сценичной декламации. Впрочем, может быть, эта «заумь» (общее определение поэтики Хлебникова академическими литературоведами) именно в таком способе подачи текста и нуждается?

Сказать, что Алексей Горбунов в тот вечер был хорош, – значит ничего не сказать. Актер, которому в тот день исполнилось ровно 55 лет, легко перевел на сцене стрелки на век назад. Впрочем, укрощать время – для него дело привычное. Ведь в его послужном списке – 120 киноработ, два музыкальных альбома (сольный и в качестве вокалиста группы «Грусть пилота»), а также  участие в телешоу 90-х «Ночной будильник».

Прошлой весной нынешний  юбиляр по случаю присуждения ему звания народного артиста Украины пригласил поклонников своего таланта в молодежный клуб «Атлас», а недавно провел творческий вечер в Днепре. Киевляне надеются, что подобный концерт мастера вскоре состоится и в Киеве.

Александр Воронин

ФОТО: QHA и интернет

QHA