КИЕВ (QHA) -

В интервью корреспонденту QHA председатель Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александр Лиев рассказал о том, почему украинцы не ринутся в Европу этим летом и как Евровидение повлияет на туристический поток в нашей стране.

QHA: С введение безвизового режима украинцы смогут путешествовать во все страны  члены ЕС. По Вашему мнению, это негативно скажется на внутреннем туризме страны или нет?

Александр Лиев: Я поддерживаю безвиз и считаю, что это хороший сигнал, который мы давно ждали. Безвиз – это не путешествия, а политический сигнал от той цивилизации нашей.

По поводу этого вопроса у меня два тезиса.

Первый – это то, что касается роста потока выездного туризма. Я не прогнозирую, что украинцы массово поедут в Европу. Всего 10% украинцев поедут отдыхать в ЕС, так как мы еще не решили финансовые проблемы, а также у нас был узел сдерживания в связи с тем, что был визовый режим. Не надо забывать, что украинцев удерживала от поездок в Европу наша экономическая ситуация, которая не изменилась к лучшему.

Но рост будет в первую очередь, за счет тех людей, которые почти три года откладывали получение виз, потому что им каждый день из телевизора президент Петр Порошенко рассказывал, что завтра уже будет безвиз. Если бы он этого не говорил, то люди молча получали бы визы, а так они постоянно это откладывали. Вот это и спровоцирует рост потока выездного туризма.

Мы проводили исследования, которые показали, что 10% людей, желающих поехать в Европу, поедут туда после безвиза.

Второй тезис заключается в том, что безвиз реально повлияет на внутренний украинский туризм, ведь турбизнес в Украине годами не мог понять, в какую именно сторону ему двигаться.

QHA: Вы рассказывали, что существуют две модели развития туристического бизнеса – азиатская и европейская. К какой модели турбизнеса относится Украина?

Александр Лиев: В мире действительно существует два вида туристического бизнеса  азиатская и европейская модели, и между ними большая разница.

Азиатская модель – это роскошь, хрустальные люстры, бархат и позолота. Сюда же входят такие названия, как King, Luxury, VIP. Города, поддерживающие эту модель, разделены на две зоны – VIP и бедные районы. В основном этой моделью пользуются азиатские страны, Россия, Азербайджан, Индия, Турция.

В европейской модели все по-другому, там отсутствует чрезмерная роскошь, а присутствует разумное потребление. Например, если вы посетите лучший чешский ресторан «Плахута», имеющий три звезды, то туда не нужно надевать фрак, меню там состоит из десяти вкусных блюд и нет живой музыки. Европейский сервис, в первую очередь, характеризуется словами «разумное потребление». В Европе нет разделения на бедные и богатые районы, а гостиницы построены со всеми удобствами, но без лишней напыщенности. И именно эти принципы отличают Европу от Азии.

Украина долго колебалась между азиатской и европейской моделью. Здесь строили как азиатские, так и европейские рестораны. Но мода на роскошь постепенно ушла, поэтому от больших люстр и бархата начали отказываться, и начали появлятся более разумные варианты. Например, появились пиццерии или Пирогово.

Благодаря безвизу метаниям украинского турбизнеса по поводу своего будущего пришел конецС того дня, когда Европейский парламент проголосовал за безвизовый режим для Украины, украинский турбизнес уже интегрирован в Европу, в отличие от других индустрий. Охрана здоровья и образование еще не интегрированы в Европу, но туристический бизнес – уже в одной с ней безвизовой зоне.

Поэтому украинскому туристическому бизнесу нужно мыслить европейскими категориями, используя разумное потребление и отказавшись от лишней роскоши. 

QHA: Может ли безвиз повлиять на поток иностранных туристов в Украину?

Александр Лиев: Раньше к нам приезжало 22 миллиона иностранцев в год – правда, в основном это были белорусы, молдаване, россияне и жители приграничных регионов других соседних стран, – а на сегодня этот поток сократился до двух миллионов.

Получение Украиной безвиза – это сигнал, над которым необходимо работать. Руководству нашей страны нужно выгодно использовать полученный шанс для раскрутки украинского туризма в Европе. Для того, чтобы к нам поехали иностранные туристы, необходимо выстроить украинскую рекламную кампанию в ЕС, используя в этой кампании месседж о том, что Европа нас приняла.

QHA: А американцы к нам ездят отдыхать?

Александр Лиев: Вы же не пьете полтавскую родниковую воду, даже если она очень целебная, а пьете «Моршинскую», так как это – продукт. Кто-то взял воду из этого родника, налил в бутылки и везде ее продает, а полтавской воды нигде нет. Если мы не создали продукт, то ясно, почему люди о нас ничего не знают.

Сначала нужно понять, кто наш клиент. И если наш клиент – домохозяйки, то эту воду нужно продавать в пятилитровых бутылках. Также ее можно использовать для конференций или брать с собой. Когда мы уже знаем, кто наш клиент, мы понимаем, что ему надо.

Теперь мы должны понять, как своему клиенту эту воду продать и где мы будем ее продавать. Мы не будем открывать специальный магазин «Моршинская», а будем продавать ее в супермаркете. И мы приходим к владельцу супермаркета и предлагаем ему продавать нашу воду, а он с этого будет иметь 10 копеек с каждой бутылки.

Супермаркетом в туристическом бизнесе является не только туроператор, но и система интернет-бронирования отелей (digital-пространство, «цифровое поколение»). Оператор бывает как в интернете, так и в офлайне.

Купить поездку в Украину в Америке было бы очень тяжело. Но не дай бог нам сейчас дать рекламу в Америке, чтобы американцы приезжали в Украину! 

Представьте себе город Бердичев, в котором нет кока-колы, но идет реклама: покупайте кока-колу. Во-первых, мы зря тратим деньги, а во-вторых, создаем очень плохое впечатление. Так и в Америке  ведь там нет туроператоров, которые имеют готовый турпродукт о поездках в Украину.

Сколько мы сейчас можем принять американцев? Можем мы принять пол-Америки? Не можем. А десять процентов? Не можем. Тогда сколько? Пока нет таких цифр это не бизнес, а болтовня и творчество. Поэтому сейчас американцы не полетят в Украину.

Украина должна создать туристический бизнес и превратить его в рынок, который имеет свои правила. Сперва вы должны знать, кто ваш клиент и какие каналы коммуникации у вас с ним могут быть. Потом вы должны узнать, какие потребности у вашего клиента и как он относится к тому, что вы делаете. И только тогда вы сможете создать для него продукт.

QHA: Украинский парламент выделил 30 миллионов на развитие туризма. Как, по Вашему мнению, лучше распорядиться этими деньгами, чтобы увеличить туристический поток?   

Александр Лиев: Сегодня Украина получила 30 миллионов гривен на развитие своего турбизнеса. Начальник отдела развития туризма Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Иван Липтуга – главный распорядитель этих денег, которые парламент дал ему для того, чтобы он мог эффективно развивать украинский туризм. Он решил, что важнее всего выездной туризм.

Но я считаю, что нужно было эти деньги потратить на внутренний туризм, который создает основные тропы для иностранного туриста.

Липтуга планирует в этом году принять участие в пятнадцати европейских выставках, представляя на них Украину. Но ни в одной из этих стран на полках супермаркетов нет нашего продукта. Например, возможный клиент его послушает и захочет поехать в Украину. Он пойдет к своему туроператору и скажет, что хочет отдохнуть в Украине, но тот ему посоветует Черногорию, так как не знает, где Украина.

Поэтому лучше эти 30 миллионов направить на три региона – Германию, Польшу и Белоруссию, распределив их на равные части по десять миллионов. С десятью миллионами за год можно очень многое сделать. Можно провести Дни Украины в Берлине за счет посольства Украины в Германии. Привезти туда туроператоров из Украины и сделать воркшопы (тренинги). А в Украине провести инфотуры для немецких журналистов, заплатив за это. Мы за десять миллионов можем сделать офигенные мероприятия, чтобы из Германии увеличился туристический поток в Украину.

QHA: Может ли этому процессу способствовать Евровидение?

Александр Лиев: Киев принимает каждый год порядка восьми миллионов внутренних туристов со всей страны и более двух миллионов иностранцев.

Евровидение – это месседж, который нужно завернуть, упаковать и использовать. И руководитель управления туризма Киевской городской государственной администрации Антон Тараненко правильно использует месседж Евровидения для раскрутки своего города. Потому что город Киев не может и не должен заниматься раскруткой всей Украины.

Однако Киев примет на Евровидение иностранцев в три раза меньше, чем Скадовск – украинцев этим летом. Это событие в прессе будет значимым, но люди не смогут на нем заработать.

Мы не должны жить от Евровидения до Евровидения. У нас должно быть 52 события в году, каждую неделю должно быть мероприятие, которое привлекает туристов. Должен быть смысл, зачем иностранцам ехать в Украину на выходные. В Турции очень много мероприятий – они там каждую неделю что-то проводят. Очень много поводов поехать в Германию – на выставки или фестивали...

Вот поэтому Украине нужна стратегия развития туристического бизнеса.

ФОТО: интернет

QHA