КИЕВ (QHA) -

Ни для кого не секрет, что в течение многих лет наблюдается постепенная деградация украинского образования. Через неконкурентные условия труда педагогические специальности вузов не пользуются большой популярностью у выпускников школ. Украинское образование все больше отрывается от потребностей общества и экономики. Попытки изменить ситуацию были, однако реального улучшения украинцы так и не увидели.

14 декабря 2016 года министр образования и науки Украины Лилия Гриневич на заседании правительства представила политическое предложение "Новая украинская школа". В основе реформы предусматривается введение 12-летнего школьного образования, которое будет состоять из начального образования продолжительностью 4 года, базового среднего образования длительностью 5 лет, которое ученики будут получать в гимназии, и профильного среднего образования длительностью 3 года, которое будут получать в лицее или учреждениях профессионального образования. Согласно концепции, переход на 12-летнее обучение и старт новой украинской школы предполагается уже в 2018-2019 учебном году.

Кроме введения 12-летки, проект закона предусматривает добровольную сертификацию учителей, создание Национального агентства качества образования, национального центра профессиональных квалификаций и разработку национальной системы квалификаций.

Кроме МОН, над повышением качества образования работают общественные организации, предлагая свое видение развития образования в Украине. Об одном из таких проектов, о сложностях, с которыми сталкиваются при поступлении в вузы дети с временно оккупированных территорий Украины, и о своем отношении к образовательной реформе в Украине рассказала корреспонденту QHA генеральный директор Фонда «Открытая политика» Ирина Жданова.

QHA: Как сейчас решается вопрос об упрощенном пересечении КПВВ для детей, ведь с этим были огромные проблемы, так как детей с оккупированных территорий пропускали согласно с обычными условиями пересечения границы?

Ирина Жданова: На украинском КПВВ нужно поставить не только дополнительных пограничников, но и компьютеры. И поставить не 4 пограничника, а 8 или 12, и не только перед праздниками, а в течение года или в период вступительной кампании. Тогда люди, пересекающие линию разграничения, будут рассказывать всем, что на украинской стороне гораздо быстрее проходит пропуск, чем со стороны сепаратистов. И это не только положительно повлияет на имидж Украины, но и поможет вытянуть детей с войны.

Мы даже обращались по этому поводу к первому заместителю министра образования и науки Украины Владимиру Ковтунцу, написав ему письмо, которое он отклонил.

А для того, чтобы пересечь временную линию соприкосновения в Донецкой и Луганской областях, нужно заплатить 800 гривен. Там развернули целый бизнес частных перевозчиков или людей, которые ставят в очередь донбассцев для быстрого прохода КПВВ.

Я не понимаю, почему у нас существует такая же правовая база ,как при пересечении пункта-пропуска границы. Например, чтобы ребенок выехал за границу, то его должны обязательно сопровождать родители, если кто-то из них не может по тем или иным причинам этого сделать, то должно быть нотариальное заверение согласия одного из родителей. Эта же процедура действует на КПВВ с оккупированным Крымом и временно неконтролируемых территориях Донбасса.

Где они оформляют нотариальное заверение? Конечно, уже есть соответствующие фирмы, которые готовы это оформить за большие деньги.

Поэтому, чтобы всем вместе пересечь КПВВ, нужно потратить 4800 грн, чтобы съездить туда и обратно. И это только пересечение КПВВ без учета аренды жилья и покупки еды, а это тоже немаленькие деньги. Например, аренда однокомнатной квартиры в Северодонецке стоит 4000-5000 гривен.

Поэтому, когда мы здесь в Киеве сидим без выстрелов и рассуждаем об оккупированных территориях, то мы должны осознать, в каких обстоятельствах и реалиях живут эти люди.

Да, национальная безопасность очень нужна, но давайте не будем прикрываться этими вопросами через коррупцию.

Именно поэтому остается три основных барьера при получении образования детьми с оккупированных территорий в украинских вузах - информационная кампания, условия пересечения и отсутствие качественного образования.

QHA: Кто из украинских властей может решить вопрос относительно упрощенной процедуры пересечения КПВВ для детей?

Ирина Жданова: По Крыму этот вопрос нужно решить через украинский парламент, внеся изменения в закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». А уже дальше этим вопросом занимается миграционная служба, пограничная, СБУ, МВД, то есть, это межведомственный вопрос.

Я участник очень многих межведомственных групп и совещаний, и я не раз видела такую ​​картину: при решении насущных проблем из вышеперечисленных органов являются четыре представителя, а пятого нет, поэтому вопрос остается заблокированным, потому что нет всех представителей власти.

Например, какое-то решение было принято одним министерством, а другое его не подписывает и вопрос снова откладывается.

Вопрос о пересечении КПВВ детьми в Донецкой и Луганской областях, решается отдельным постановлением Кабмина.

Просто чиновникам нужно один день поработать на горячей линии и убедиться в том, что там осталось очень много людей, которые, несмотря на всю любовь к Украине, в силу различных жизненных обстоятельств вынуждены были остаться на оккупированных территориях. Мы прекрасно помним, как массово выезжали люди из Донбасса в начале войны, но пожив полгода на съемной квартире, поняли, что они не могут потянуть такие расходы.

Есть люди более авантюристического состава, которые легко могут все бросить и уехать жить в другой город, а есть люди, которые не решаются оставить свою квартиру, машину, дачу. А сколько таких людей, у ​​которых тяжело больны родные, которые сидят на инсулине или других лекарствах.

И то, что люди остались ухаживать за своими стариками родителями - это измена? Я не говорю о тех, что проклинают Украину, а говорю о тех, которые поддерживают независимость нашей страны.

QHA: Что Вам отвечают чиновники относительно писем о внесении изменений для облегчения пересечения КПВВ детьми?

Ирина Жданова: Мы над этим работаем.

QHA: Как Вам работается с министром образования Лилией Гриневич?

Ирина Жданова: Если бы Гриневич не заняла позицию в 14-16 годах, то ничего бы не было сделано. В 2014-2015 году она как депутат решения по упрощенной процедуре для детей из оккупированных территорий на период ВНО и перенос сроков регистрации провела через парламент. Ведь в те годы депутаты ввели в разгар боевых действий обязательную сдачу ВНО по украинскому языку и истории Украины для получения украинского аттестата. Это была очень большая глупость. К тому же, дедлайн по регистрации на ВНО был объявлен 20 февраля, а в это время дети из Донбасса сидели в подвалах под пулями. А без сдачи ВНО они не могли получить украинский аттестат.

QHA: Почему в Украине всегда все решения принимаются с опозданием, неужели чиновники не учитывают утраченное время как «потерю» каждого ребенка, проживающего на оккупированной территории?

Ирина Жданова: Россия оккупировала Крым не в 14-м году, а в 13-м, демонтировав телевышки для подачи сигнала с материковой части Украины. Они еще в 90-х открыли филиалы Московского государственного университета и других учебных заведений в Крыму. Почему Украина этого не сделала?

Центр Разумкова в свое время работал в Администрации президента и СНБО, и его специалисты настаивали на том, чтобы в Крыму открывали филиалы университета Шевченко, Могилянки и других учебных заведений для того, чтобы сделать рекламу и определенную кадровую политику.

Видимо, мы сейчас находимся в переходном периоде между тоталитаризмом и демократией, и вопрос охлократии многие не понимают. А самая большая наша проблема - это отсутствие ответственности и ценностей.

QHA: Ирина, Вы упоминали о новых образовательных проектах, в частности о Международной зеленой школе, расскажите, пожалуйста, о ней более подробно.

Ирина Жданова: У нас это больше похоже на образовательную инициативу, чем на проект, так как она не имеет финансирования. Это создание Международной онлайн зеленой школы «Green Stream» (зеленый поток) на базе веб-ресурса MobiSkul. Green - это образование, которое направлено на образовательные ценности, а stream - это не просто чистый поток, а он еще расшифровывается по буквам как: наука, технология, инженерия, робототехника, искусство и математика. Эти пять направлений составляют ядро ​​образования, поэтому школьное обучение базируется именно на этих направлениях. Они объединены в одном учебном процессе.

Если говорить о Донбассе и Крыме, то мы должны предложить не просто легализованные документы в виде аттестата или диплома, а мы должны предложить новое качественное образование. Также мы должны осознать, что мы работаем с детьми в современном мире, и независимо от того, где они живут - в Луганске или в Счастье, им интересно изучать IТ-технологии и роботов. Поэтому, это уже совсем другое поколение детей.

Мы хотим совместно с обществом «Акцент», которое разработало веб-ресурс MobiSkul - платформу для дистанционного обучения, создать онлайн-школу, где будут проводить уроки в классах и учить детей квалифицированные учителя, только это все будет происходить в онлайне. Также там будет библиотека, методический кабинет и лаборатория.

Под этот проект разработается специальная учебная программа с первого по одиннадцатый класс по государственному стандарту, после чего дети получат на руки документ государственного образца.

Эти уроки должны быть не только статическими, но и интерактивными, и базироваться на опытно-ориентированном обучении. Ребенок работает в команде, которая разделяется на две группы для проведения опытов. И на основе проделанной работы они делают свои собственные открытия, как работает тот или иной закон. Это помогает ребенку не только запоминать формулу, но и понять ее. Ведь основная сегодняшняя опасность - это леность ума, которая его тормозит и человек теряет критическое мышление, логику, креативность.

QHA: В Украине проводят образовательную реформу, но она очень медленно идет. Чем это обусловлено?

Ирина Жданова: В 2015 году Еврокомиссия приняла отдельный доклад под названием «Ответственный гражданин» по направлению образовательной политики, который называется Steam. То есть, они понимают, что это нужно не только для сохранения ученых, а это нужно, в первую очередь, для формирования ответственного гражданина, так как гражданином, имеющим системное мышление, сложно манипулировать.

На временно оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей практически отсутствуют учителя математики, физики, химии, биологии, потому что им это не нужно. Кроме этого, учебный процесс там плохо организован, так как там постоянно проводят пляски, флешмобы, не говоря уже о милитаризации. А теперь представим этих школьников через пару лет, когда они станут избирателями, и ими можно будет легко манипулировать.

QHA: В МОН также поднимали вопрос насчет непопулярности математики и физики среди школьников, особенно это касается ГИА, которое они не хотят сдавать по этим предметам.

Ирина Жданова: Сегодня в Украине есть два важных вызова - война и реформа в системе образования. И должна быть не просто оптимизация образовательной сети, а должно быть решение об изменении учебных программ. В июне установлен дедлайн для того, чтобы администрация школы выбирала, где должен учиться ребенок - в гуманитарном (все предметы по математическому профилю объединяются в один - «Человек и природа») или математическом (биология, химия, физика, астрономия, география) профиле. Это должно быть введено в 2017-2018 учебном году. Тогда возникает вопрос: есть ли у нас учителя, которые готовы преподавать предмет «Человек и природа», где объединены все математические предметы? У нас есть отработанные методики, которыми бы владели учителя? У нас есть лаборатории?

Администрация школы будет принимать решение относительно того, будет ли это школа с математическим уклоном, и здесь будут изучаться предметы по-прежнему, или у нее гуманитарный профиль, где на эти предметы будут выделять меньше часов, читая их как один предмет.

И это все ляжет на плечи директоров школ, которые и так должны оплачивать немаленькие коммунальные услуги, и где-то брать деньги на ремонт школы.

QHA: Несмотря на эти трудности, украинские дети все же выигрывают первые места на международных олимпиадах или создают интересные научные разработки, которыми интересуются за рубежом.

Ирина Жданова: Есть очень много родителей, которые инвестируют средства в своих детей для того, чтобы они становились победителями. В некоторых школах бесплатно готовят к олимпиаде, но есть школы, где это оплачивается за счет родителей, либо за счет родительского фонда. В любом случае преподавателей, которые готовят детей к олимпиаде, нужно финансово мотивировать.

Также не нужно забывать, что все взаимосвязано, потому что школа, которая подготовила победителя, получает хорошую репутацию, благодаря чему в нее на следующий учебный год придет учиться больше детей, родители которых вкладывают деньги в благотворительный фонд для развития своего ребенка.

QHA: По Вашему мнению, как можно изменить ситуацию, ведь не все родители имеют возможность вкладывать деньги в обучение своего ребенка?

Ирина Жданова: Должны существовать государственные бесплатные заведения, куда отбирают одаренных детей из начальной школы, где с ними будут работать высококвалифицированные специалисты, лелея из них ученых.

«Фонд открытая политика» инициировала гражданскую платформу по реформированию научной сферы. И мы являемся участниками рабочих групп по разработке законов «О науке» и «Об образовании», чтобы научное творчество было не только законодательно закреплено за Малой академией наук, но и за научными лицеями и лицеями-интернатами. То есть, мы считаем, что в Украине существует хорошая практика преподавания физмата в лицеях естественных наук. В них, по новым правилам, можно учиться с 9 класса, но это очень поздно. Поэтому мы придерживаемся мысли, что подобное специализированное образование, как и художественное, должно изучаться с первого класса по другой образовательной программе.

Что нам говорят чиновники:

- Мы забираем ребенка от семьи, и он будет жить в лицее-интернате естественных наук, а это зло. Хотя при этом они забыли упомянуть, что это делается на добровольной основе родителей и детей.

- Это должно быть в каждой школе. Но за это время мы не потеряем тот потенциал, который сейчас мы имеем?

В США в каждой школе существует отбор одарённых детей, обучающихся по усиленной программе, а другие дети учатся по стандартной программе. И здесь возникает вопрос: можем ли мы сейчас в Украине создать такие условия в каждой школе?

И в Америке этих детей отбирают не за взятки, а по открытой, прозрачной системе.

QHA: Как должны работать лицеи естественных наук?

Ирина Жданова: Дети из сел и разных регионов Украины приезжают во время летних каникул или на выходные, чтобы дополнить свои знания. Эти дети также могут учиться на пятидневке целый год, с согласия родителей.

В этом лицее-интернате должны работать профессионалы, и все кабинеты должны быть технически оборудованы. Кроме того, здесь должно быть качественное стрим-образование, чтобы оно было не в формате переписки в чате, а в настоящем формате, где все друг друга видят.

Многие говорят, что через дистанционное обучение будет плохое качество образования. Да, я согласна с этим, но тогда пусть этот ребенок приедет в лагерь на каникулы в лицей-интернат для закрепления знаний.

И эти научные лицеи с молодыми учеными могут качественно изменить научное образование в наших педагогических колледжах и университетах. И тогда мы через стрим-образование обеспечим равные условия для всех детей.

Но, к сожалению, эта идея не имеет поддержки. 

Элина Сулима

QHA