КИЕВ (QHA) -

Журналист Александр Рущак с помощью других волонтеров организовал самую большую за всю историю выставку творчества художников Донбасса в Киеве. Но в этот раз двадцать художников, пятеро из которых имеют звания Заслуженных художников Украины, а большинство из них блистательно участвовали в ряде всеукраинских и международных выставок, объединяет не только Донбасс, с которым многие годы были связаны их жизнь и творчество. 

Сегодня их объединила еще и общая беда: все двадцать художников, половина из которых этнические украинцы, а половина – этнические русские, одинаково тяжко пострадали от циничной путинской якобы «защиты русскоязычного населения Донбасса». Большинство из них потеряли кров над головой и стали вынужденными переселенцами в другие области Украины. Теперь все они съехались в Киев для участия в выставке, на которой представили 240 своих работ –  живопись, графику, скульптуру, инсталяцию. Темы работ самые разные – история Украины, ее удивительно живописные пейзажи, социальная проблематика…  И, конечно же, тема нынешней войны, которая так жестоко обожгла жизнь не только всей этой группы художников, но и 1,7 миллиона других вынужденных переселенцев из временно оккупированных районов Донбасса.

Об этом журналист Александр Рущак рассказывает в интервью корреспонденту QHA.

QHA: Сергей Друзяка и Сергей Литвинов из Краматорска создали цикл работ под названием «Черный календарь». Они говорят, что многие события изобразили, просто наблюдая за ними из окон своих квартир…

Александр Рущак: Да, это было именно так. Беда постучала в каждый дом, и этот необычный творческий дуэт –  Сергей Друзяка и Сергей Литвинов, они уже много лет работают в соавторстве зафиксировали в своих графических работах страшное дыхание этой беды. Вот, к примеру, работа, которая называется «Улица Мира».  Здесь изображена некогда одна из самых красивых улиц Краматорска. Там были новые современные дома со счастливыми новоселами, уютные зеленые дворики с цветочными клумбами, замечательный молодой скверик… Но с началом российской военной агрессии все это обгорело, превратилось в черные руины.

 Работа «Улица Мира» это художественно-документальное свидетельство того, какой именно «мир» принесла нам российская агрессия. Например, в графической работе «Рейс М-17» запечатлена известная трагедия   сбитого малазийского самолета, в котором погибли 298 пассажиров. Все изображенные художниками события имели свои конкретные черные даты. Поэтому цикл этих работ так и называется «Черный календарь».  

QHA: Но тут есть и работы на исторические темы… Художники хотели показать, как прошлое перекликается с настоящим?

Александр Рущак: Да, нынешний «Черный календарь» конечно же является продолжением «черных календарей» предыдущих трагических времен нашей истории. Например, вот полноцветная   гротескная работа «Гнездо аиста».  Аист –  это птица как бы символизирующая Украину. Но в это большое гнездо аиста, обустроенное на дереве, забрались два красноармейца в буденовках. Безжалостно выбросив из гнезда птенцов, они сами удобно там устроились.  У этих нелюдей в руках граненные стаканы и бутылка водки. Удобно усевшись в чужом гнезде, они занимаются своим привычным делом –  бухают.

Эта гротескная работа аллегорически отражает реальные события времен сталинской коллективизации 1930-х годов. Тридцать тысяч украинских семей, которые не хотели записываться в колхозы и воспротивились тому, что у них насильно отнимают все нажитое тяжким трудом имущество, были расстреляны, либо замучены в тюрьмах, либо выселены в Сибирь. А в их опустевшие дома привезли 30 тысяч семей из депрессивных регионов России. Можно себе представить, каким чрезвычайно низким был нравственный и культурный уровень тех людей, которые согласились вселяться в такие дома и без зазрения совести пользоваться мебелью, посудой, другими вещами убитых и замученных, ложиться спать в их еще не остывшую постель.

Многие нынешние так называемые «ополченцы», которые воюют в бандах сепаратистов, являются прямыми потомками тех «новоселов».  Именно к низменным чувствам таких людей прежде всего обращалась массированная российская пропаганда, в течение длительного времени подготавливая войну на Донбассе.  

QHA: Эта сложная тема тоже была отражена в представленных на выставке работах…

 Александр Рущак: Да, молодые художники Алекс Еськова и Антонио Шевченко представили очень интересный цикл работ «Мутагенезис», в котором они попытались исследовать проблемы взаимодействия различных субкультур на Донбассе.  Там ведь традиционно жили украинцы, русские, греки и татары со своими субкультурами. Плюс упомянутые нами 30 тысяч переселенческих семей из России, которые принесли и свою весьма проблемную субкультуру. Все это очень жило и взаимодействовало в течение многих десятилетий. Вот на всех этих различиях, «нестыковках», проблемах взаимоотношений и постаралась теперь сыграть российская пропаганда в своих недобрых целях.

QHA: Я слыхала, что сепаратисты попытались забрать у этих молодых художников машину якобы на нужды «ДНР». Как это было?

Александр Рущак: Однажды Александра и Антон сели в машину Nissan и выехали со двора, направляясь в центр Донецка. Их остановили российские военные наемники с автоматами в руках.  Они окружили машину и объявили, что конфискуют ее  для нужд «ДНР». Но поскольку это происходило в центре города, место было многолюдное, стрелять грабители скорее всего  поостереглись бы,   Александра решительно нажала педаль газа, машина рванула вперед и бандиты остались без трофея…

 После этого инцидента Антон и Александра собрали самые необходимые вещи и вместе со своим 8-месячным сыном уехали в Киев. Это было 26 мая 2014 года, в самом начале военных действий.  В Киеве эти талантливые молодые люди создали дизайнерскую студию, жизнь у них складывается успешно.

QHA: Я видела несколько картин о раскулачивании украинских крестьян в 30-е годы. Их автор занимался исследованием этой темы или, возможно, от репрессий пострадали его предки?

Александр Рущак: Автор этих работ— Виктор Эндеберя. Этнический украинец, он родился в Казахстане и долгое время жил в русскоязычной среде.  Затем сложилось так, что он переехал в Донецкую область, в Святогорск.

И тут он вдруг почувствовал, что должен узнать, как можно больше об истории и культуре Украины, вдали от которой он родился и прожил немало лет. Художник хорошо освоил украинский язык, по-настоящему открыл для себя прекрасных украинских поэтов Донбасса Владимира Сосюру и Василя Стуса, с интересом стал познавать страницы истории Украины. И некоторым историческим событиям посвятил свои работы. В частности, у него есть три картины, созданные на основе материалов из донецких архивов и хранящихся там фотографий. Это художественные работы о трагедии трех реальных украинских семей, которые в 1930-х годах были раскулачены и сосланы в Сибирь. В этих работах указаны конкретные фамилии этих семей и села, из которых они были насильно вывезены в товарняках.

QHA: Мне очень понравились посвященные Львову тонкие лиричные работы самой юной участницы выставки 19-летней Юлии Макаровой…

Александр Рущак: Да, для этой талантливой юной переселенки из Донецка город Львов стал очень интересным не только эстетическим, но и нравственным открытием. Юля родилась в семье художников. До начала российской военной агрессии училась в Донецком художественном училище, но в 2014-м году ей вместе с родителями пришлось срочно покидать родной город.

Вместе с группой других переселенцев из Донецка они прибыли в «самое логово бандеровцев», как называет Львов российская пропаганда. Однако «злые бандеровцы» на самом деле оказались очень добрыми, гостеприимными людьми.  Они заботливо разместили всех прибывших переселенцев. Одна львовская семья предоставила Юле и ее родителям свою загородную дачу для проживания. Вот уже три года хозяева этой дачи не берут со своих постояльцев ни копейки арендной платы. Юля сейчас продолжает учебу во Львовском художественном училище, увлеченно занимается живописью.

У нее очень интересная творческая манера, утонченное восприятие окружающего мира. На ее работы случайно наткнулись в Интернете мои лондонские друзья и порекомендовали Юлю как возможную участницу нашей выставки. Так я познакомился с этой талантливой юной художницей.

Однажды Юля сказала: «Удивительно, что три года я живу вдалеке от родного Донецка, часто вспоминаю, но не рисую его. Наверное, потому, что он уже совсем другой. Донецк сегодня в беде, там разрушены многие дома и улицы.  Мне просто больно думать об этом. Того города, который я помню и люблю, теперь уже нет. Буду ли я еще его рисовать? Да, наверное, буду…  Но сначала я свои холсты закрашу в черный цвет – именно таким я воспринимаю Донецк нынешний, а затем буду рисовать на этих холстах Донецк будущий – освобожденный и процветающий…».

QHA: Вы упомянули Ваших лондонских друзей. Они тоже имеют отношение к организации выставки?

Александр Рущак: Да, это наша общая идея. Я здесь занимался организацией киевской выставки, а они сейчас работают над тем, чтобы в скором времени представить творчество художников Донбасса в британской столице. Там есть группа симпатиков нашего молодого независимого государства, в нее входят мои коллеги британские журналисты (среди них есть и выходцы из Украины), политики, деятели культуры. Они сегодня там, в Лондоне, многое делают для того, чтобы помочь нашему государству защитить свою свободу и свой европейский выбор. Весь цивилизованный мир сегодня с нами, поэтому несомненно, что мы победим.

Беседовала Элина Сулима

QHA