КИЕВ (QHA) -

Во второй части интервью «QHA» журналист Александр Рущак рассказал о пребывании в плене одного из донецких художников, которого поймали во время распространения по Донецку его карикатур на фейковую «республику».

QHA: Донецкий художник Сергей Захаров написал иллюстрированную книгу «Дыра» о сопротивлении "ДНРовцам". Он делился с Вами своими воспоминаниями об их подпольной борьбе?

Александр Рущак: Сергей Захаров представил на выставке серию «Городские фантомы», но его наиболее известная серия — это художественно-графическая работа «Дыра». Это книга о необычной драматической истории того, как она рождалась. Это, собственно, даже не книга в привычном для нас смысле слова, а своеобразная серия новелл в графических художественных работах. Там почти нет подписей, а только предисловие и иллюстрации. Книга состоит из графических новелл, которые рассказывают о том, что случилось с Сергеем Захаровым в оккупированном Донецке.

Она была издана в 2015 году, а в 2016 году экспонировалась на международном книжной ярмарке во Франкфурте, где была представлена Украина. А сейчас она уже переведена на английский язык и вскоре должна выйти, чтобы можно было распространить ее по всему миру.

Захаров с самого начала не воспринял донецкий сепаратизм и российскую военную агрессию. Своими художественными работами он высмеивал марионеточную власть фейковых республики "ДНР" и "ЛНР".

Это были работы на больших листах фанеры высотой в полный человеческий рост. Автор их выставлял просто на улицах Донецка. Это было похоже на современное искусство «стрит-арт», только в условиях войны. Став художником-партизаном, он всячески сопротивлялся оккупации. Такой стрит-арт был его партизанской борьбой.

Пока сепаратисты их убирали, он выставлял новые работы на улицах родного города. Раньше партизаны вывешивали листовки, а он выставлял свои художественные работы.

QHA: Как террористы его вычислили?

Александр Рущак: В конце-концов его сепаратисты поймали. Он расставлял свои работы, и в какой-то момент его схватили, так как началась настоящая борьба - сепаратисты срывают эти работы, а они снова появляются. Его поймали и бросили в свои подвалы.

QHA: Сколько он пробыл в плену?

Александр Рущак: В ужасных условиях он провел там 6 недель, пережил много тяжелых издевательств и пыток, в том числе, три инсценировки расстрела. Тогда же огромными продолжительными усилиями многих людей его наконец-то вытащили из плена.

Сергей Захаров переехал в Киев, создав еще и серию работ об истории своего пребывания в плену. Так и родилась эта книга графических новелл «Дыра», название которой ассоцируется с тем, что представляет собой сепаратистская фейковая «ДНР».

QHA: Его там сильно пытали?

Александр Рущак: Там ему сломали три ребра и сильно избили. Его и еще одного партизана по-садистски держали в какой-то металлической коробке на солнцепеке, в которой едва могли поместиться два человека — они, скрючившись, провели там несколько дней, изнемогая от жары.

Он сам себя нарисовал в «дыре», сидящим в том самом ящике, а потом в подвале, где его держали и мучали. Сергей хорошо изобразил себя в своих работах — его сразу узнают, как только видят эти картины.

Когда он случайно попал в этот плен, украинская сторона начала активно вести переговоры об его освобождении. То есть, несколько человек вели переговоры с сепаратистами, чтобы вытащить его оттуда, и им удалось это сделать.

QHA: Вы рассказывали о сепаратистских инсценировках с расстрелом Сергея Захарова. Как это происходило?

Александр Рущак: Они применили к нему три инсценировки расстрела. Они требовали от него раскаяния, а когда он отказывался, то выводили на показательный «расстрел». Нелюди со словом «покайся» стреляли поверх головы, выводя его через некоторое время на такие расстрелы повторно.

Мы уже монтировали выставку, когда во Франции появилась публикация в художественном журнале «La Croix» о Сергее. Где французская журналистка расспрашивала его о жизни в тех подвалах, обо всех его пытках и металлическом ящике. И, имея в виду инсценировку сепаратистами расстрела художника, журналист в этом интервью ставит Захарову такой вопрос: "Ну, и о чем думается человеку перед смертью?". "Это и сегодня остается для меня загадкой", - отвечает Захаров безразлично, как будто эта тема не имела и не имеет для него никакого значения...

У него не было мыслей о смерти во время «расстрелов» — он лишь хотел вырваться на свободу и все. Поэтому для него это не было какой-то проблемой, скорее, он наоборот хотел жить и бороться. И вот он наконец вырвался оттуда и приехал в Киев, создав серию работ о партизанской борьбе.

QHA: О чем написали французы в своей статье?

Александр Рущак: Анализируя книгу Сергея и пересказывая драматическую историю художника, французский журналист Одри Лебель эту публикацию озаглавил так: «Донецкий Бэнкси: «Искусство эффективнее, чем автомат Клашникова». Бэнкси - это знаменитый британский представитель искусства «стрит-арт", то есть, "уличного искусства". Французский журналист называет Захарова "донецким Бэнкси", но при этом в публикации отмечается, что британский "уличный" художник ничем не рисковал, а вот жизнь Захарова было под реальной угрозой. Что касается искусства, которое "эффективнее, чем автомат Калашникова", то Сергей доказал это своим творчеством, которое в это трудное для нашего государства время стало его собственным оружием против агрессора. Он показал эту власть сатирически, гротескно.

QHA: То есть, иностранцы не остались равнодушными, а интересуются судьбой людей, пострадавших во время российской оккупации?

Александр Рущак: Сейчас много зарубежной прессы проявило интерес к Захарову и Антипу, а также к другим художникам.

Мир пытается понять, что происходит в Украине, поэтому они не только смотрят, но помогают. И, знакомясь с такими людьми как Сергей, слыша их истории — они начинают понимать, что на самом деле происходит.

Когда оттуда бежали 11 этнических украинцев и 10 этнических россиян, то они все одинаково пострадали от «циничной защиты русскоязычного населения Донбасса». И тогда мировое сообщество начинает по-новому воспринимать так называемую защиту русскоязычного населения. И понимать, что на самом деле — это российская агрессия с циничными лозунгами.

Беседовала Элина Сулима

ФОТО: интернет

QHA