КИЕВ (QHA) -

Директор информагентства QHA и Радио Hayat, член Меджлиса крымскотатарского народа Гаяна Юксель рассказала журналистам Эдуарду Солодовнику и Александру Воронину в эфире Радио Hayat о деятельности Курултая, Меджлиса, а также о ситуации в Крыму.

Радио Hayat: Наша тема сьогодні — 100-річчя проведення Першого Курултаю кримських татар, який відбувся 26 листопада 1917-го року. Я свого часу жив в Севастополі, але ми якось в школі не вивчали ці дати. Що це за подія, і чому вона важлива сьогодні, і чому ми святкуємо цю дату на всеукраїнському рівні?

Гаяна Юксель: Вы сказали, что вы не изучали эти события, и в школе о них не говорили, и, может быть, не было специальной литературы. К сожалению, и мы, крымские татары, не изучали эти события. Сейчас уже, по прошествии долгих лет после возвращения на родину после депортации, мы вновь обращаемся к нашей истории и пытаемся более пристально проанализировать те события. Первый Курултай 1917-го года, который по старому стилю начался 26 ноября, – это действительно очень значимое событие в истории крымских татар. Это показатель самоорганизованности, показатель зрелости нации, народа, показатель того, что этот народ достоин того, чтобы иметь собственную государственность.

Исторические события, которые происходили тогда в бывшей Российской империи, а она на тот момент уже прекращала свое существование, были достаточно спонтанными, вакханальными, присутствовало насилие во многих регионах, а крымские татары сумели организоваться на выборной основе и провести Курултай. Еще 25 марта 2017-го года собираются 1500 представителей в Бахчисарае, проходит съезд, формируется Временный крымский мусульманский исполнительный комитет, задача которого взять контроль над ситуацией в регионе, не допустить вакханалии, провести реформы в разных сферах: образование, культура, материальные, экономические вопросы и так далее. Также одной из основных задач Временного крымского мусульманского исполнительного комитета было проведение Курултая, на котором демократическим путем должен был быть провозглашен парламент, утверждена Конституции и заявлено о государственности. То есть уже в то время, 100 лет назад, крымские татары демонстрировали высокий уровень самосознания и самоорганизованности. Ничего удивительного в этом нет, потому что традиции государственности присущи нашему народу: у нас было Крымское ханство, у нас был Первый Курултай, очень высоко организовано было национальное движение. Но, вероятно, история распорядилась так, что сейчас никакой государственности у крымских татар нет. Возможно, это в силу того, что мы живем на такой земле, которая всегда была местом столкновения различных геополитических интересов, и которая всегда привлекала внимание.

Радио Hayat: У 1917-му році серед членів Курултаю було аж 7 жінок, і це в той час, коли навіть в Європі не всі країни мали рівне виборче право. Розкажіть трохи про них і про постать Номана Челебіджихана та його прибічників.

Гаяна Юксель: Насколько я знаю, среди делегатов Первого Курултая 1917-го года было 4 женщины. Среди них была Шефика Гаспринская – дочь Исмаила Гаспринского, была Анифе Боданинская – мама нашего известного писателя Эшрефа Шемьи-Заде и бабушка Айдына Шемьи-Заде. Но здесь не столь важно количество, а сам факт участия женщин в таком мероприятии. Это говорило о больших переменах и о решении женского вопроса. Вообще женский вопрос в национальном движении крымских татар – это очень серьезный пласт, которым никто не занимался. Да, мы знаем эти имена и этих женщин, но серьезно к этой теме никто не подходил, я думаю, это тема для будущих исследований.

Я помню, когда проходил Курултай 2013-го года и были объявлены кандидаты в Меджлис, из 250 делегатов было 87 кандидатов, но выбирали всего 32 (председателя выбирают отдельно - прим. ред). Этим 87 кандидатам давали несколько минут на выступление, и когда выступала я, то сказала, что половина крымских татар – это женщины, они вместе со своими братьями, отцами, мужьями несут тяготы действительности на своих плечах. Но самое главное, что они выполняют святую обязанность – воспитывают детей и берегут свои семьи.  Поэтому в Курултае и в Меджлисе обязательно должны быть женщины.

Что касается личности Номана Челебиджихана, то это одна из выдающихся личностей в истории крымскотатарского народа, и не только. В истории тюркских народов, в мусульманском мире и в истории Украины этот человек занимает достойное место. Сам факт того, что он прожил всего 32 года, и за 32 года успел так много сделать. Это автор национального крымскотатарского гимна, это человек, который был очень эрудирован, очень разносторонне развит. Среди участников национального движения, а тогда это было оформлено в политическую партию или организацию, он пользовался несомненным авторитетом, и именно поэтому стал председателем Временного исполнительного комитета, а позже был выбран главой парламента. Конечно, же этим человеком можно гордиться, и очень многие представители нашей крымскотатарской молодежи берут с него пример и стараются следовать его заветам.

Радио Hayat: Ви сказали, що серед делегатів Першого Курултаю була дочка Гаспринського, а я знаю, що Ісмаїл Гаспринський і для азербайджанців є знаковою постаттю. Що об’єднує кримських татар і азербайджанців в цьому контексті?

Гаяна Юксель: В этом контексте объединяет деятельность Гаспринского. Он был очень разносторонне развитой личностью, человеком, который сумел в конце XIX-начале XX века организовать газету «Терджиман», которая была интересна во всем мире. Если подойти с точки зрения маркетинга и попробовать оценить данное издание, то мы увидим, что оно выходило на протяжении 33 лет. До определенного периода газета выходила раз в неделю, а потом перешла на ежедневный формат. Выходила на двух языках – на крымскотатарском, а позже, после 1905-го года отдельные публикации были на русском. Представьте себе географию – от Балкан до Японии, тираж – 5000! Если брать тюркские народы бывшей Российской империи, то это одно из самых удачных предприятий – создание данной газеты.

Кроме того, Гаспринский говорил о необходимости просвещения, о необходимости реформирования школы, о необходимости соблюдения прав женщин-крымских татарок, о том, что крымские татары должны в своих чаяниях основываться на религии, но смотреть на прогресс и науку. Это был действительно выдающийся человек. Его газета издавалась в Азербайджане, и понятно, что Азербайджан имеет право на интерес к личности Исмаила Гаспринского. Крым и Азербайджан может объединять деятельность Гаспринского и его идея объединения всего тюркского мира.

Радио Hayat: Номан Челебіджихан був розстріляний більшовиками і відкрив низку репресій в 20-30 роки, потім депортація, та й зараз репресії не припиняються.

Гаяна Юксель: Вы знаете, считается, что череда сталинских репрессий началась с ареста и смерти Вели Ибраимова, был такой глава ЦИК Крыма, в 1928-м году его арестовали и расстреляли. Его судьба очень показательна и трагична в том плане, что это был один из крымских татар, который сотрудничал с советской властью и занимал достаточно высокий пост. С его смерти начинается череда сталинских репрессий, которая прошлась по всему Советскому Союзу. Нет ни одного народа, я думаю, что и ни одной семьи, по которой бы не прошлись каленым железом сталинских репрессий. А у крымских татар это тоже сильно чувствуется. Одним из венцов репрессий стало 17 апреля 1938-го года, когда в симферопольской тюрьме НКВД расстреляли представителей крымских татар.

Что касается Номана Челебиджихана, то его судьба достаточно трагична.  Прошел Курултай, дальше были планы о сотрудничестве с другими политическими силами на территории полуострова. Их поддержка и одобрение тоже были необходимы, потому что крымские татары на тот момент уже составляли меньшинство на полуострове. Планов было много, но, к сожалению, лидер, тот человек, который был избран главой директории или парламента, был арестован. Подробности его смерти очень трагичны – он был расстрелян в Севастопольской тюрьме, и его тело было выброшено в Черное море. Но несмотря на это, память о нем живет, и его деятельность, его мысли, его речи заслуживают очень большого внимания.

Радио Hayat: Пропоную повернутися до подій 26 листопада 1917-го року, і окреслити декілька штрихів. По-перше, на обранні Курултаю було приблизно 10 тисяч кримських татар, по-друге, кримських татар охороняли так звані ескадронці, які влаштували парад перед делегатами Курултаю. Були привітання від представників різних національностей, тобто це була багатонаціональна подія. Також було отримано багато телеграм від усіх тюрксько-татарських національностей Росії, що підтверджує те, що майбутній СРСР був дуже багатонаціональною територією. Проводячи паралелі з другим Курултаєм, який проводився 1991-го року, які особливості були його проведення, я маю на увазі геополітичні зрушення на мапі СРСР?

Гаяна Юксель: Второй Курултай начал работу 26 июня 1991-го года в Симферополе. Это было очень важное мероприятие в том контексте, что в конце 80-х начался стихийный спонтанный процесс возвращения крымских татар из мест депортации на историческую родину. Это был очень сложный процесс – люди бросали насиженные места, работу, карьеру, какой-то достаток и ехали в Крым только потому, что это была их историческая родина. Очень трагичные истории были, очень сложный процесс возвращения, и не всегда радостно встречали крымских татар. Постоянно шла информация о том, что земли в Крыму нет, что места для крымских татар на полуострове нет. Я сама в 90-е годы была 13-летней девочкой, которая училась в школе, мои предки из Евпатории, и мы помним, как в городском совете нам говорили, что для нас нет в Крыму места. Хотя сейчас около Евпатории вырос поселок Исмаил-бей, в котором проживает 10 тысяч семей. То есть места было достаточно, но для крымских татар создавались всевозможные препоны.

И в этом контексте проведение Курултая в 1991-м году было очень важно, потому что необходимо было заявить, что мы возвращаемся. И мы возвращаемся не просто как община или соплеменники, как нас любят называть, а мы возвращаемся как народ. И у нас есть наши представительные органы – Курултай, Меджлис, мы собираемся и заявляем об этом. Также в 1991-м году прошел референдум, который крымские татары бойкотировали, потому что процесс шел, и не все семьи пока могли вернуться.

Радио Hayat: Це той референдум, який комуністична влада провела в січні 1991-го року.

Гаяна Юксель: Совершенно верно, и крымские татары бойкотировали его, основываясь на том, что не все крымские татары находятся сейчас на территории Крыма и имеют возможность высказать свое мнение. И в этом плане проведение Курултая 26 июня 1991-го года было очень важным.

За 23 года, которые прошли с того момента до оккупации 2014-го года, состоялось 6 Курултаев, и последний — накануне оккупации в 2013-м году.

В 1991-м году крымские татары заявили о самоопределении, о создании собственной автономии в составе Украины. То есть фундамент того вопроса, который сейчас стоит на повестке дня, был заложен еще в 1991-м году.

Радио Hayat: І представники Меджлісу на Курултаї 2013-го року обиралися в демократичний спосіб.

Гаяна Юксель: Да, в 2013-м году прошел очень значимый Курултай, потому что впервые крымские татары после возращения домой избирали представительные органы путем прямого тайного голосования. До этого система была другой: в регионах выбирались представители, они собирались на конференцию, там избирались региональные Меджлисы, и по такому же принципу формировался и центральный Меджлис. А здесь право выбрать людей, право быть представленным было дано самим крымским татарам. И цифры очень красноречивы: на тот момент из 280 тысяч крымских татар в выборах Курултая приняли участие 95-100 тысяч. Большая часть крымских татар, которые имеют право голоса, участвовала в этих выборах. То есть это не местечковое какое-то было мероприятие, где собрались и что-то порешали, это мероприятие, в котором были задействованы все крымские татары и все регионы Крыма.  

Радио Hayat: Напередодні 1991-го року взагалі не визнавали, що проблема кримських татар існує. І було написано листа на Горбачова, за два місяці була створена комісія, про яку в жодному ЗМІ не було. Цю комісію очолив Громика. Це була реакція на заяву кримських татар, що вони вийдуть на Червону площу в Москві на акції протесту. Лише після цього вийшов певний документ, який визнавав, що проблема кримських татар існує, і її треба вирішувати.

Крім того, коли проводився Курултай 1991-го року, місцева влада говорила, що існує загроза існування паралельної влади, і не допускали іноземців, зокрема громадян Туреччини, які намагалися потрапити на Курултай, їх пропускали, лише за умови, що вони не поїдуть на цей Курултай.

І ще питання в тому, що якби в січні 1991-го року правильно було сформоване питання на референдумі, все могло скластися по – іншому.

Йшлось про те, що влада намагалася представити, що кримським татарам потрібне територіальне утворення, а, насправді, вони наполягали на національному аспекті цього питання.  

Гаяна Юксель: К сожалению, в отношении крымских татар было создано огромное количество мифов, неверно истолкованной информации, которая искажала принципы национального движения и вообще видение и оценку действительности самими крымскими татарами. То есть в нас видели сепаратистов, которые хотят создать свою государственность, и с этой государственностью либо иметь независимость, либо получить возможность быть присоединенными к другим государствам. И за эти 23 года нас так и не услышали. И те события, которые были в 2014-м году, просто разрушили этот миф и показали несостоятельность этих теорий. И это лишь только один из аспектов, а их было огромное количество.

Я иногда рассуждаю, с учетом опыта прошедших лет, что ведь можно было совершенно спокойно конструктивно решать вопросы возвращения крымских татар на историческую родину. Это вполне могла быть государственная программа, распределение ресурсов, разумный поход. Государство постоянно бравирует тем, что мы, мол, выделяли средства на крымских татар и так далее. Но один из примеров: два колхоза, которые были созданы после возвращения крымских татар в 90-е годы — "Ветан" и "Сары-Баш" — были созданы не там, где была инфраструктура, не в пригороде, а в степи, далеко, там, где невозможно ни растить детей, ни учиться, ни заниматься бизнесом, ни поднимать свое хозяйство, там не было даже воды. Но колхозы были созданы.

Те заявления, которые мы делали, говоря, что мы – коренной народ Крыма, были истолкованы так, что мы якобы требуем себе каких-то привилегий, а другие народы Крыма отталкиваем на другой план. Да ничего подобного. Наоборот, это была попытка дать возможность сохраниться крымским татарам, получить возможность сохранить свою культуру, свой язык, который сейчас находится на грани исчезновения. И таких мифов была масса, но нынешняя реальность их разбила. Сейчас у нас появилась возможность исправить эти неправильные подходы, я имею в виду создание крымскотатарской автономии. Вы знаете, что сейчас идет работа в конституционной комиссии, насколько я знаю, к концу года она должна уже завершиться, и в конце декабря мы должны получить первые результаты. Это очень глубокий вопрос, его также многие воспринимают неоднозначно, но его решение даст возможность поддержать тех крымских татар, которые находятся сейчас в Крыму.

Радио Hayat: Проте ми бачимо, що Кремль веде наступ на кримських татар по трьох напрямах: відверті репресії, підживлення колаборантів та заміна населення Криму. Мустафа Джемілєв в нашому ефірі повідомив, що до Криму завезено вже 300 тисяч росіян, а це вже більше, ніж кількість кримських татар на півострові.

Гаяна Юксель: Ситуация в Крыму не должна мешать нашей работе здесь. Да, Кремль будет эту работу вести, и перспективы на полуострове могут быть самими ужасными, потому что репрессии будут нарастать. Но здесь для решения этого вопроса это препятствием быть не должно.

Радио Hayat: Яким чином з 2014-го року змінилася діяльність Курултаю, як представницького органу кримських татар? В чому є особливості та зміни?

Гаяна Юксель: Основное изменение в деятельности Курултая — это отсутствие самой деятельности. Это отсутствие возможности вести полноценную плодотворную работу на территории Крыма со своими соотечественниками. Это отсутствие возможности встречаться, разговаривать, узнавать о проблемах и решать их. Меджлис крымскотатарского народа незаконно признан экстремистской организацией, каденция Курултая, который был созван в 2013-м году, в наступающем году истекает. Будет ли собран новый Курултай, остается под вопросом. Ведь чтобы собрать 250 делегатов со всего Крыма, чтобы переизбрать председателя и членов Меджлиса, эти выборы должны пройти в Крыму. А члены бывшего Меджлиса должны отчитаться о своей деятельности. Так вот, основа для этого на данный момент отсутствует.  Мы лишь видим репрессии по отношению к активистам и членам национальной системы самоуправления на полуострове. Просто диву даешься, какие методы используются против этих людей: и сбор информации о членах семьи, и вызовы, и допросы, и давление, и угрозы, и шантаж, и открытое прямое преследование – уголовные дела. Последние события, который связаны с трагической гибелью Веджие Кашка и арестом четверых активистов крымскотатарского народа, этому очень яркое подтверждение. Поэтому основная особенность нынешней системы самоуправления – это отсутствие возможности осуществлять свою деятельность в Крыму.

Вместе с тем наблюдается активизация национального движения за пределами Крыма. У нас активизировалась диаспора, стал чаще собираться всемирный Конгресс крымских татар. И это естественные процессы — поскольку в Крыму это сделать свободно невозможно, то теперь чаще собираются на территории материковой Украины или в других странах.

Радио Hayat: Ви сказали, що завершується каденція Курултаю як виборчого органу, але, враховуючи форс-мажорні обставини, коли лідер кримськотатарського нарду і глава Меджлісу не можуть повернутися на батьківщину, чи можливо юридична практика автоматичного продовження діяльності Курултаю?

Гаяна Юксель: Скорее всего, какие-то формы будут найдены, потому что этот вопрос в повестке дня обязательно встанет. Выборы прошли в октябре 2013-го года, то есть к октябрю 2018-го года мы этот вопрос должны решить. Либо это пролонгирование, либо такое условие, как деоккупация, то есть после деоккупации снова собирается Курултай и находится возможность для проведения выборов, либо это какие-то другие формы. Возможно, Курултай будет проводиться на материковой Украине, хотя это очень сложный организационный процесс, он должен быть массовым, открытым, прозрачным, в нем нужно участвовать, а как это сделать, если в Крыму сплошные репрессии, если там только за слово «Меджлис» вызывают, наказывают, предостерегают, дают штрафы и заводят уголовные дела? Я думаю, этот вопрос в ближайшее время будет поставлен на повестку дня, и какой-то механизм его решения будет выработан.

Радио Hayat: Ви багато їздите світом, в тому числі були в ООН. Чи відчуваєте ви світову підтримку кримських татар?

Гаяна Юксель: И здесь, и за рубежом я вижу то, что профильные организации и  специалисты, в фокусе внимания которых Украина, ситуация с Крымом и Донбассом, само положение дел понимают очень хорошо.  Но, к сожалению, широкой огласки и массовой поддержки этого вопроса я пока не чувствую. В момент оккупации была волна, которая была связана с Крымом, на территории полуострова было огромное количество мировых СМИ, когда проводился этот незаконный «референдум». Дальше внимание потихоньку стало спадать, позже оно переключилось на Донбасс, сейчас в целом Украина находится в фокусе мирового внимания.

Может быть, это наша недоработка, всегда нужно начинать с себя и думать: "Что я могу сделать еще?". Меня очень поразила фраза человека, который недавно устроился к нам на работу, это — редактор, журналист. Он сказал: «Пока я не начал работать здесь, я не думал, что крымские татары так активно сопротивляются в Крыму, они ведут работу в лучших традициях ненасильственного сопротивления». Меня это очень поразило, потому что уж в украинском информационном пространстве сведения о Крыме держатся постоянно. Наверное, эту работу нужно проводить еще интенсивнее для того, чтобы сфокусировать внимание на теме Крыма. Мы будем теми, кто никогда не перестанет поднимать этот вопрос.

Источник: Радио Hayat

QHA