КИЕВ (QHA) -

Кабмин Украины 22 июня внес в парламент проекты законов по повышению пенсий (№ 6614), внесению изменений в Таможенный, Налоговый, Бюджетный кодексы Украины по вопросам пенсионного обеспечения и повышения пенсий (№ 6615, 6616, 6617). 23 июня эти проекты ЗУ уже были опубликованы на интернет-ресурсе официального сайта ВРУ.

По результатам последних социологических исследований, народ Украины все больше не удовлетворяет понижение социальных стандартов населения. Учитывая, что пенсионная реформа всегда была темой для популистов, корреспондент QHA поинтересовался у секретаря Комитета по вопросам социальной политики, труда и пенсионного обеспечения Натальи Веселовой - какие перспективы по повышению пенсий у 12,5 миллионов пенсионеров, а также, в чем заключаются особенности начисления пенсий по-новому для 9 млн других пенсионеров, которые надеются на получение повышенных пенсий уже с 1 октября.

Наталия, парламентский комитет, в котором вы работаете, является главным в вопросе законодательного продвижения пенсионной реформы в Украине. Уже состоялись парламентские слушания, 16 июня прошел Нацсовет реформ по этому вопросу. Является ли законопроект №6414 по-настоящему реформаторским, и какие новации ожидают пенсионеров в ближайшее время?

— Честно говоря, законопроект, который зарегистрировал Кабмин (от 22.06.2017 №6414 - ред.) трудно назвать реформаторским, потому что там практически нет улучшений пенсионной системы. Нет даже реформы солидарной системы (система общеобязательного государственного пенсионного страхования, в которой все средства, перечисляемые предприятиями и застрахованными лицами в Пенсионный фонд Украины, сразу же выплачиваются нынешним пенсионерам — ред.). Поэтому, если не считать реформой вмешательства в формулу расчета пенсий, то никаких изменений в пенсионной системе к лучшему нет.

Реформой можно считать введение второго накопительного уровня (предусматривает, что часть взносов в Пенсионный фонд Украины будет направлена ​​в государственный Накопительный пенсионный фонд Украины. Взносы будут иметь персонифицированный характер и учитываться на индивидуальных пенсионных счетах — ред.). Во-вторых, это устранения недостатков солидарной системы.

Но следует учесть, что предложенные в законопроекте КМУ изменения могут реально уменьшить размер пенсий. Причем, если будет введен в действие Закон, который предлагает Кабмин, люди смогут это почувствовать уже в ноябре 2017 года.

В чем заключается особенность данной ситуации для пенсионеров?

— Дело в том, что пенсионеры, которые будут получать пенсию сейчас, никаких колебаний не почувствуют, поскольку они будут получать пенсию по тем расчетам, которые действуют сейчас. Но люди, которые будут обращаться за пенсиям впервые, могут получить начисления пенсий меньше прожиточного минимума или меньше минимальной пенсии.

В таком случае людям придется обращаться за помощью по малообеспеченности в управление труда и социальной защиты. Таким образом, мы создаем большую прослойку пенсионеров, которых правительство планирует просто ограбить, чтобы предоставить повышение пенсий тем пенсионерам, которые получают ее сейчас.

Какие это содержит риски, в частности для работы малого и среднего бизнеса в Украине, и что народные избранники сделали, чтобы изменить ситуацию?

Исчезнет мотивация платить взносы в Пенсионный фонд. В результате те задачи, приоритетность решения которых подчеркивает Минсоцполитики — по выведению бизнеса из тени, не будут реализованы. Поскольку у людей не будет заинтересованности для того, чтобы уваличивать размер взносов. Бизнес будет идти в тень, и рабочие будут этому просто способствовать. Им будет выгодней откладывать эти средства куда-то под матрас, чем платить налоги в Пенсионный фонд.

Для того, чтобы как-то изменить эту ситуацию, народные депутаты разработали и планируют скоро зарегистрировать новый законопроект, который называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы пенсионного страхования». Это как раз тот раздел, который выпущен КМУ для разработки своего законопроекта.

Автор этого законопроекта - депутат Юрий Соловей (член депутатской фракции БПП), а я являюсь его соавтором. Над ним работало много экспертов по пенсионной системе, которые уже десятилетиями занимаются этими вопросами, и которые изучали зарубежный опыт. Мы считаем, что сейчас надо принимать или пакетом или отдельно законопроект по внедрению накопительного уровня.

Наталия, пользуясь случаем, хочу чтобы вы внесли ясность относительно определенных мифов, которые сопровождают пенсионную реформу. В частности, относительно связи повышения пенсий в октябре этого года с повышением инфляции и возможной нехватки средств на осовременивание пенсий и их выплат в 2018 году. Имеют такие предположения основания?

— КМУ предлагает кардинально повысить пенсии. С одной стороны, это действительно нужно, с другой - это может вызвать такие необратимые процессы, как инфляция. Так как повышение объявлено достаточно радикальное - от 200 до 1000 гривен. И это при том, что в Украине действуют ограничения максимального размера пенсий.

Каким образом будет происходить повышение пенсий, и за счет чего, можно только догадываться. По моему мнению, это будет происходить за счет будущих пенсионеров. Это те, кто планирует выйти на пенсию в конце этого года, через год или через 5-10 лет. То есть, вообще не предлагается никаких компенсаторов для тех людей, которые еще не получают пенсию, но планируют ее получать.

Предусматривает ли проект реформы ежегодную индексацию пенсий?

— Вообще индексация проводится КМУ в том случае, если существует инфляция, а Кабмин считает это необходимым. Также необходимым условием для индексации является наличие соответствующих средств – то есть, выяснение того, существует ли профицит бюджета. Если правительство не находит для этого средств, то оно просто не принимает решения об индексации. Как народный депутат, я не могу сказать, будет ли проводиться индексация. Но в любом случае, если происходит повышение пенсий, то это на некоторое время замораживает проведения индексаций.

Как вы оцениваете шансы, что депутаты проголосуют законопроект в его нынешнем виде?

— Мне сложно сказать, потому что целый пакет соответствующих законопроектов (касающихся пенсионной реформы — ред.) мы даже не рассматривали на профильном комитете. Кроме того, когда народные депутаты еще в конце 2016 слышали о планах правительства провести пенсионную реформу, то они надеялись, что это будет предусматривать введение обязательного накопительного уровня. Когда мы увидели сам законопроект и услышали, что накопительный уровень вводить не планируется, то желающих поддержать законопроекта стало значительно меньше. 

Скажите, пожалуйста, при подготовке КМУ законопроекта от 22.06.2017 №6414 учитывался ли опыт стран ЕС в осуществлении законодательного урегулирования пенсионных вопросов?

— Мне сложно об этом говорить, потому что к разработке этого законопроекта не привлекались те эксперты, которые уже несколько десятков лет предлагают введение накопительного уровня. В частности, те, кто изучал как раз иностранный опыт по этому вопросу. Поэтому я не знаю, изучал ли Кабмин такой опыт, но это было бы очень неплохо.

Тем более, что в прошлом году на Киевском международном экономическом форуме одна из дискуссионных панелей "Средства пенсионных фондов как мощный ресурс развития экономики" была посвящена мировому и украинскому опыту в сфере накопительной пенсионной системы и негосударственных пенсионных фондов. Я нашла эти материалы и буду выкладывать их у себя на Фейсбуке, поскольку считаю, что граждане должны обладать достоверной информацией о накопительной пенсионной системе и ее положительном влиянии на экономику тех стран, где состоялась настоящая пенсионная реформа.

Проблемы при проведении пенсионной реформы в Украине возникают потому, что люди о ней ничего не знают. Когда в 2003 году только приняли ЗУ "О негосударственном пенсионном обеспечении", было создано около 250 негосударственных пенсионных фондов. Сейчас их количество уменьшилось до 60, но при этом они показали свою успешность: ни один из них не обанкротился, никуда не пропал с деньгами, люди гарантированно получают свои материальные выплаты.

Об этом положительном опыте работы третьего уровня пенсионной системы мало рассказывают. Но я считаю, что людям нужно доносить эту информацию о такой альтернативе государственному Пенсионному фонду, как негосударственные накопительные пенсионные фонды.

Вел интервью Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA